Войти в почту

Архитектура – искусство на века

Сегодня архитекторы всего мира и ценители их уникальных шедевров отмечают Всемирный день архитектуры, который традиционно проходит в первый понедельник октября. Этот праздник – возможность подчеркнуть значимость архитектуры, обсудить вопросы сохранения архитектурного наследия, а также вспомнить лучшие работы зодчих, внесших неоценимый вклад в развитие строительной отрасли.

Архитектура – искусство на века
© Главгосэкспертиза России

Одним из выдающихся и талантливых архитекторов России был Алексей Щусев. Он достиг успеха в трех эпохах русской и советской архитектуры – в предреволюционном неорусском стиле, в конструктивизме 1920-х годов и в сталинской архитектуре 1930-1940-х годов.

Долгие годы Алексей Щусев был ведущим архитектором Советского Союза. Он удостоен четырех Сталинских премий – одна из высших форм поощрения граждан СССР за выдающиеся достижения. Именно ему доверили строительство Мавзолея В.И. Ленина – этот проект стал одним из важнейших в его жизни.

Прежде, чем Мавзолей приобрел тот самый вид, который жители и гости Москвы могут сегодня наблюдать на Красной площади, сооружение трижды перестраивалось. Первое деревянное сооружение архитектор спроектировал за несколько часов, а на его строительство отводилось всего три дня. Спустя несколько месяцев правительство поручило Алексею Щусеву реконструировать Мавзолей – он должен был стать одновременно усыпальницей, памятником и трибуной для выступлений перед народом. Архитектор сохранил ступенчатую композицию, но увеличил размеры, добавил портик и трибуны. Сегодня миниатюрные макеты второго деревянного Мавзолея хранятся в фондах Музея В. И. Ленина и Музея архитектуры имени Щусева.

Через пять лет архитектор приступил к проектированию третьего постоянного здания Мавзолея из гранита. Он выполнен в стиле конструктивизма, и его архитектура сочетает в себе строгость и гармонию форм. Нижний ярус здания ассиметричен – это отличительная особенность строений Щусева. Он сумел создать образец монументального искусства, который до сих пор вызывает восхищение и удивление у миллионов людей.

Еще одно творение, которое восхищает своей красотой как жителей столицы, так и туристов – Казанский вокзал в Москве. При создании проекта Алексей Щусев также использовал прием нарочитой асимметрии, благодаря чему здание создает впечатление, будто оно строилось в течение многих лет разными архитекторами. Однако Казанский вокзал – яркий представитель московского барокко, а каждый павильон оформлен в соответствии с конкретным исторически узнаваемым прообразом. Вытянутый в 205-метровую линию фасад имеет разные по высоте, ширине и ритмике крыши, а многоярусная угловая башня органично связывает строение в единый ансамбль. Архитектор умело использовал разнообразные материалы и фактуры, что придает этому сооружению особую выразительность и эстетическую привлекательность.

Последней работой Алексея Щусева стала станция метро «Комсомольская – кольцевая» в Москве. Архитектура станции перекликается барочным декором и мотивами со зданием Казанского вокзала. Одной из отличительных особенностей «Комсомольской» являются 68 восьмигранных колонн. Изначально по проекту они были тонкими, но Щусев предложил увеличить их толщину, ссылаясь на свое архитектурное чутье. В итоге ширина колонн составляет 0,8 метра. Они соединены изящными арками и держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Станцию Комсомольская считают апофеозом сталинского ампира, сочетающего в себе элементы классицизма и московского барокко. За эту работу Алексей Щусев был посмертно удостоен четвертой Сталинской премии.

За свою жизнь Алексей Щусев создал множество уникальных проектов – Центральный Дом культуры железнодорожников, гостиница «Москва», Большой Москворецкий мост, застройка набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала и другие. Его работы украшают не только столицу России, но и многие города России и мира. Каждый из его проектов уникален и неповторим, и каждый из них заслуживает внимания и восхищения.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС, Ирина Дмитриева/ТАСС, Валерий Шарифулин/ТАСС, Вячеслав Прокофьев/ТАСС, Татьяна Макеева/ТАСС, Wikimedia Commons/T3ru (CC BY-SA 4.0)