Ратное поле сентября: почему Русь всегда пытались завоевать, да ничего из этого так и не вышло
21 сентября в России отмечается День воинской славы. Дата выбрана в честь победы в Куликовской битве в 1380 году. Но сентябрь в отечественном историческом календаре славен и другими событиями. В этом же месяце, в 1812 году, произошло грандиозное Бородинское сражение, а в 1939 году началась Вторая мировая война, ставшая в 1941-м для нас Великой Отечественной. 2 сентября 1945 она завершилась капитуляцией Японии. «Вечерняя Москва» вместе с историками анализирует ключевые события.
Каждые сто лет, а то и меньше, у ворот Руси кто-нибудь да появлялся — позвякивая, покрикивая, постреливая, пытаясь заставить русских людей жить по чужим правилам. Народ от ворот дает поворот, но потом все опять повторяется. Чем же так притягателен наш край, что его постоянно приходится отстаивать с оружием в руках и почему соседям все неймется от его просторов, «ВМ» пояснили историки.
Трудный путь к Куликову полю
— Экспансионистские настроения всегда были присущи нашим соседям, — считает советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) кандидат исторических наук Сергей Анатольевич Тарасов. — У нас благодатная земля, богатая природными ресурсами. Почему бы не попробовать ее захватить? К сожалению, теория Дарвина работает и в социологии. Слабый погибает, сильный выживает. Эти законы действуют и в области политологии, и в развитии государства. Сильные страны стараются либо поглощать, либо подчинять и ставить в зависимость соседей послабее. В XIV и даже отчасти в XIX веке государства шли по экстенсивному пути развития за счет приращения территорий.
Яркий пример применения подобного метода хозяйствования на практике — приход татаро-монгол. Он был и самым длительным — продолжался с походов Батыя в 1237–1241 годах до событий на реке Угре в 1480-м. Банальное завоевание, вызванное жаждой наживы и жадностью, никак не связано с выпасом многочисленного скота — основного занятия кочевников.
— Сыновья Чингисхана поделили завоеванные территории отца между собой на улусы, — рассказывает доцент кафедры Института востоковедения РАН НИУ ВШЭ кандидат исторических наук Дмитрий Тимохин. — С востока к Руси примыкал улус Джучи, прозванный позже в русских княжествах Золотой Ордой. Он и стал ядром для завоевания. Сначала решили покорить Волжский торговый путь. И уже после него вторглись в лежавшие к западу от Волги земли. Далее шли по принципу — завоевывай столько, сколько можешь. Зачем? Чтобы собирать дань.
Раздробленность Руси была на руку дисциплинированным войскам. Город за городом превращались в пепелище. Археологические находки доказывают ожесточенное сопротивление. Точкой отсчета потери суверенитета принято считать перепись населения 1257 года, после которой Русь начала платить дань — десятину с души.
Одно поколение сменяло другое, а налоги, как сегодня бы сказали, уходили за бугор. Так продолжалось 223 года. Сначала ее собирали представители Орды, а потом полномочия передали русским удельным князьям, которые, в свою очередь, за правом на княжение каждый раз ездили к хану в столицу Сарай за ярлыком. Самого же хана на Руси стали называть царем.
— Прежде на Руси никогда царский титул не применялся к кочевникам, — рассказывает заместитель директора Института российской истории РАН Антон Горский. — В Древней Руси царством представлялась Византия. Но в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, и на Руси это событие восприняли как отсутствие царства. Орда заполнила пустоту в мировосприятии и заняла в общественном сознании место «царства», потому что одновременно с нашествием татар пал Константинополь.
Казалось бы, длительное порабощение должно было растворить русские земли в небытие, но этого не произошло. Более того, наши пращуры четко противопоставляли себя иноземцам-чужакам.
— Власть цесаря воспринималась властью нечестивого царя, то есть нехристианского. Она рассматривалась как за грехи ниспосланная, — продолжает Горский. — Пребывая под гнетом, население не стеснялось в выражениях в адрес чужаков. В летописях встречаются очень эмоциональные определения: «неволя татарская», «работа» в смысле рабства, «томление бусурменское». После того как в начале XIV века в Орде ислам стал господствующей религией, о взаимном проникновении культур говорить практически невозможно.
Развязка наступила в 1380 году. Москва усилилась. Московский князь Дмитрий Иванович, прозванный позже Донским, стремился за собой и своей семьей закрепить Великое княжение Владимирское. Но хан Мамай этого не желал. В самой Золотой Орде началась междоусобица. Кульминацией военного противостояния стала Куликовская битва. 8 сентября 1380 года армии Дмитрия Донского и Мамая сошлись на Куликовом поле. Впервые за полтора столетия нашествия русское войско вышло за пределы своих земель и вошло на территорию Орды. Битва стала первой победой русского оружия в борьбе с завоевателями.
И хотя Русь еще сто лет оставалась от Орды зависимой, расстановка сил изменилась. Примечательно, что цивилизованные европейцы не остались в стороне. Литовский князь Ягайло спешил на помощь Мамаю. Лишь прозорливость Дмитрия Донского предотвратила соединение двух армий противника. Зато, когда изнуренные битвой русские отряды возвращались домой, литовцы грабили обозы отступающих. Об этом в своей книге «Древняя Русь и великая степь» пишет Лев Гумилев.
Не по плану Наполеона
В начале XIX века Россия оказалась в той же европейской изоляции, что и теперь.
— Армия Наполеона была общеевропейская, — рассказывает главный научный сотрудник музея-заповедника «Бородинское поле» кандидат исторических наук Сергей Хомченко. — Россия воевала не с Францией, а с объединенной Европой во главе с французским императором. В полумиллионной армии вместе с французами были представлены практически все народы: итальянцы, голландцы, испанцы, португальцы, немцы, поляки, литовцы. Пруссия и Австрия, с которыми у нас до этого были хорошие отношения, и те против нас выступили. И все вместе они пришли в Россию.
Но в России у французского императора сразу все пошло не по плану. В Европе Наполеон привык действовать молниеносно — летом подчинил территорию и к зиме с победой вернулся в Париж. Но русская армия под командованием Михаила Барклая-де-Толли, избегая крупных сражений, пошла в отступление и повела за собой полумиллионную французскую армию вглубь своей территории.
— Для России в 1812 году война неожиданностью не стала, — уточняет Сергей Хомченко. — Военный министр Михаил Богданович Барклай-де-Толли знал, как Наполеон воюет в Европе: быстро вторгался, быстро побеждал в пограничном сражении и далее диктовал свои условия. В России он собирался действовать так же. Барклай своим отступлением быстро поломал планы Наполеона.
После того как русские войска в августе 1812 года оставили Смоленск, Александр I главнокомандующим назначил Михаила Кутузова, который продолжил тактику Барклая. Но император Александр I настаивал на генеральном сражении. 7 сентября оно состоялось в 125 километрах от Москвы под Бородином.
— Ни одна из сторон не добилась решающих результатов, — рассказывает исследователь. — Кутузов не смог защитить Москву, Наполеон не разгромил русскую армию.
14 сентября части наполеоновской армии вступили в Москву. Французов встретили пустые улицы. Проведя здесь 34 дня, Наполеон так ни с чем и ушел из объятого пожаром города. Но он не учел того, чем это «стояние» отзовется. Москва не была тогда столицей, но имела сакральный смысл. Россию охватила волна народного сопротивления.
— Война встряхнула общество, — продолжает Хомченко. — Если раньше жили ни шатко ни валко, размеренной жизнью, не ведая, что происходит в соседней деревне, то теперь объединились перед лицом опасности.
Наполеону были нужны не столько территории, сколько политическое и экономическое влияние. Бонапарт был уверен, что несет народам прогрессивные завоевания Великой французской революции. Но то, что в Европе принимали с восторгом, в России разбилось о неприятие вообще всего чужеродного, даже несмотря на моду в высшем русском свете на все французское. Судьба французской армии печальна. В ноябре наступили холода. Изнуренная и вымотанная походом, оставшись без продовольствия и подкрепления, после битвы под Малоярославцем она буквально рассыпалась. Наполеон бежал. За ним следовали разрозненные части.
— Если в пределы России вторглось порядка 640 тысяч человек, то назад в Европу вернулось около 100 тысяч. Один из шести, — резюмирует историк.
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
В сентябре 1939 года началась и в сентябре же 1945-го закончилась подписанием Японией акта капитуляции Вторая мировая война. Удивительно, но в первые месяцы вторжения гитлеровская армия вермахта не встретила серьезного сопротивления ни в одном государстве Европы. Там население массово на освободительную войну не поднялось. У нас же, после того как в июне 1941-го Германия напала на Советский Союз, сложилась обратная ситуация: в сознании война обрела черты Великой Отечественной. И этому есть важное объяснение.
— Германское руководство не скрывало, что население Советского Союза — представители низшей расы, которое если и достойно физически существовать, то в статусе рабов, — поясняет Сергей Тарасов. — Целью вермахта было порабощение народа: оккупация территории, уничтожение части местного населения в силу его физической ненадобности и эксплуатация оставшихся. Советское руководство это понимало. Поэтому оно сразу было настроено на решительный отпор и борьбу. И оно смогло мотивировать людей. Шла борьба на выживание: либо они, либо мы. Если бы народ не встал на защиту Родины, а руководство страны проявило слабость, то мы бы войну проиграли.
— Возможно ли было избежать таких жертв? — История не знает сослагательного наклонения. Война для нас началась неудачно. Это данность. Но с точки зрения стратегии та же оборона Ленинграда имела значение. Мы удерживали значительную часть немецкой группировки, которая могла быть задействована на других стратегических направлениях. К тому же город в условиях блокады продолжал работать и давать военную продукцию. Оборона Киева, Смоленска помогла выиграть время и укрепить рубежи на подступах к Москве. Вермахт не был готов к длительной затяжной войне. Его громкие победы давались достаточно высокой ценой. Он ослабевал, терял людей, технику. Совокупность факторов привела к тому, что мы отстояли Москву, нанесли контрудар, отбросили вермахт обратно на несколько сотен километров и смогли перевести войну в затяжную фазу. Успехи немцев во многом стали залогом их последующих поражений и неудач.
Дальнейший ход событий известен: Сталинград, Курская дуга, открытие Второго фронта, освобождение, штурм Берлина. Сложными отношения были и на Дальнем Востоке с Японией. После поражения в Русско-японской войне Россия потеряла часть островов. Их надо было возвращать.
— В конце войны эта возможность представилась, — продолжает Сергей Тарасов. — Кто будет держать у себя на границе страну, в политическом руководстве которой доминируют милитаристские настроения? Болячку лечить нужно в корне и желательно сразу. Не запускать.
2 сентября Япония капитулировала. Не прошло и века, как реваншистские настроения окрепли к западу и востоку от России, чему в подтверждение события на Украине.
— Ничто в этом мире не меняется. Борьба за экономическое доминирование, сырье, рынки сбыта продолжается. Теория «золотого миллиарда», когда один миллиард населения западных государств живет в привилегированном положении за счет эксплуатации остальных 6–7 миллиардов жителей планеты, как прежде, актуальна. Идеи демократии, равенства, прав и свобод — это ширма, которой прикрывают исключительно корыстные интересы, — подытоживает историк.
И если так, то очень важно оглядываться назад. Когда чувствуешь за плечами победы предков, становишься крепче, чтобы вовремя напомнить оппонентам, кто в доме хозяин.
ВАЖНО
В годы Великой Отечественной войны советское руководство не питало и не взращивало в народе никаких антинемецких мыслей и настроений. Основной посыл заключался в том, что Советский Союз воюет не с обычными немцами, а против нацистского руководства Германии, которое захватило власть, оболванило население и использовало его в своих корыстных эгоистических интересах. Простые немцы во многом сами пострадали: проигранная война, разоренная страна, миллионы убитых, пропавших без вести — последствия прихода к власти нацистов. Те же концентрационные лагеря создавались для борьбы с антифашистами и коммунистами, с внутренней оппозицией, с несогласными. А потом их уже переквалифицировали в фабрики уничтожения евреев, цыган, славян.
СПРАВКА
Победа над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в сентябре 1380 года стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению Золотой Орды.
Московский князь Дмитрий Донской, получив благословение Сергия Радонежского, повел к Дону своих воинов. По современным оценкам историков, общая их численность достигала от 50 до 100 тысяч человек, а у Мамая — от 60 до 150 тысяч. Чтобы обезопасить защиту тыла, было решено переправиться через реку и сжечь после себя мосты. Донской, несмотря на свой статус, встал во главе Большого полка, чьей задачей было сдерживать главный натиск противника. А часть войска была скрыта в лесной чаще. Своим неожиданным появлением она застала Мамая врасплох, и он был вынужден отступить. Так Донской разбил миф о непобедимости Золотой Орды.
ЦИТАТА
Михаил Кутузов, покловодец (1745–1813):
— Война, предпринятая им против государства столь обширного, как Россия, есть такая глупость, на которую ни один здравомыслящий политик и полководец не должны были соглашаться.