Войти в почту

Минюст США заявил об аресте россиянина по обвинению в незаконном вывозе электроники

Обновлено в 14:30

Минюст США заявил об аресте россиянина по обвинению в незаконном вывозе электроники
© BFM.RU

Американская сторона утверждает, что проживавший в Гонконге 51-летний Максим Марченко вместе с двумя предполагаемыми сообщниками участвовал в «схеме по закупке произведенной в США микроэлектроники двойного назначения с возможностью военного применения в интересах потребителей в России».

Минюст США заявляет, что с мая 2022 года по август 2023 года Марченко через свои компании в Гонконге закупил в США OLED-микродисплеи на сумму около 1,6 млн долларов. Они могли использоваться в создании оптических приборов для военных нужд.

В ведомстве считают, что россиянин скрывал конечного потребителя приобретаемой электроники. Заказчиками назывались Китай, Гонконг и другие страны, но не Россия.

18 сентября Марченко предстал перед судом в городе Уайт-Плейнс (штат Нью-Йорк). Россиянин находится под стражей. Ему инкриминируют участие в сговоре, отмывание денег, незаконный вывоз товаров из США, электронное мошенничество. В случае признания виновным Марченко может грозить до 100 лет лишения свободы.

О юридических основания ареста рассуждает партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов:

Александр Некторов партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» «Налог — это юрисдикция США, притягивается довольно простым образом. Первое — в расчетах используется валюта США, то есть американский доллар. Второе — вот это лицо посещало территорию США и договаривалось, например, о закупках. Я предполагаю, я не знаю деталей кейса, но предполагаю. Третье — использовались для расчетов американские банки, четвертое, допустим, был еще американский контрагент у гонконгской компании. Совокупность этих факторов позволяет притянуть юрисдикцию США. США этим активно пользуется. То есть, на самом деле, это такая страна, которая распространяет свой правовой режим не только внутри фактически своих границ, а далеко-далеко за пределы. И хороший пример — это вторичные санкции, то же самое. Многие европейские, даже азиатские компании боятся привлечения к ответственности за нарушение вторичных санкций при взаимодействии с заблокированным лицом, с лицом, которое включено в черный список, хотя они не являются, допустим, американскими компаниями».

Генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло отмечает, что бизнес, связанный с параллельным импортом, постоянно подвержен риску преследования со стороны властей западных стран:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «К товарам двойного назначения может относиться элементарно какой-нибудь прибор, который используется для бытовых целей, но с точки зрения перечня товарной номенклатуры ВЭД он может относиться к товарам двойного назначения. В перечне 3450 наименований. Та же стиральная машинка, чип от нее, может использоваться в военных целях, он также может относиться к товарам двойного назначения. Вообще, в принципе, вся проблема связана с тем, что обычные товары, которые мы используем в повседневной жизни, часть из этих товаров может относиться к товарам двойного назначения. Поэтому определить, на какую сумму, в каких объемах были ввезены те или иные товары, которые могут относиться к товарам двойного назначения, да еще которые с точки зрения американского или европейского законодательств трактуются как именно те товары, которые можно использовать в военных целях, это крайне затруднительно, на мой взгляд, практически невозможно. Если задаться целью, любого участника логистической цепочки, будь то транспортный агент, сам перевозчик, морская линия, можно обвинить, каким-то образом притянуть к организации схем поставок товаров двойного назначения».

В конце августа Минюст США также сообщал об аресте в Германии 33-летнего россиянина Артура Петрова. Его обвиняют в поставке американской микроэлектроники в Россию в обход санкций. Прокуратура считает, что эта продукция использовалась в том числе во время военных действий на Украине.

Кроме того, в конце августа федеральная прокуратура Германии выдала ордер на арест россиянин Вальдемара В. Сообщается, что у него также есть гражданство ФРГ. Немецкая сторона утверждает, что он поставлял электронику в российскую компанию, которая производит военную технику. В посольстве России в Берлине назвали эти обвинения «шпиономанией».