Торжество интеллектов: как прошел первый день Startup Village

Конференция Startup Village проходит уже в XI раз и каждый год она меняется вслед за задачами, стоящими перед технологическим предпринимательством. 2023 год стал вызовом для российской экономики: стремительное развитие инноваций и переориентация на новые рынки из планов превратились в реальные достижения.

Торжество интеллектов: как прошел первый день Startup Village
© Индикатор

Уход западных высокотехнологичных игроков открыл новые возможности для стартапов, готовых предложить решения крупным российским корпорациям. Такое мнение высказали участники сессии «Кооперация, сотрудничество и со-творчество».

«Для корпораций ситуация с санкциями и с уходом значимых игроков с рынка, во-первых, ставит необходимость замещать технологии, а во-вторых – они видят для себя конкурентные преимущества в развитии технологий. Все это открывает для стартапов очень интересное окно возможностей, которым надо пользоваться», – сказал старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково» Кирилл Каем.

Представители корпоративного сектора, в свою очередь, подтвердили высокий интерес к привлечению технологических стартапов. Компании, вкладывающиеся в инновации, имеют гораздо большую отдачу от инвестиций и получают устойчивое конкурентное преимущество.

По данным руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексея Фурсина, компания, не вкладывающая в НИОКР 10-15% выручки, скорее всего, через год-полтора начнет отставать от своих конкурентов: «Сейчас запрос на инвестиции именно в компании, которые обладают максимальной продуктивностью».

В конце апреля мэрия сообщила о запуске в столице собственного реестра стартапов и технологических компаний. Его цели и задачи предпринимательскому сообществу Алексей Фурсин разъяснил на сессии «Леша, пусти меня в клуб! Как попасть в сообщество ведущих стартапов и технологических компаний столицы». Компании, включенные в реестр, могут рассчитывать на расширенные меры поддержки от города: получать кредиты на реализацию венчурных проектов на 5 лет под 10% и компенсацию инвестиций бизнес-ангелам — сумма может достигать 50% от объема инвестиций.

Однако, прежде чем попасть в реестр, стартапу необходимо пройти несколько стадий: от формирования команды и разработки продукта до его последующей реализации. Перед теми, кто прошел «долину смерти» и выходит на рынок, неизбежно становится вопрос масштабирования продукта. Для покорения новых рынков, нужно развиваться – но в молодой компании, зачастую, не хватает средств и компетенций для этого. С другой стороны, множество компетенций есть у технологических вузов – но им не хватает практической базы. Объединить два этих полюса помогает Фонд «Сколково».

«Мы видим своей целью собирать такого рода технологические цепочки в единую структуру. Совместно с ВЭБ мы создали платформу RnD Market. Она объединяет заказчика, которому нужны технологии, и научные организации, которые готовы это делать. Ресурс уже объединил 2,4 тысячи заказчиков и 126 вузов, которые занимаются научными разработками по их заявкам», - отметил Кирилл Каем.

В этом году деловую программу Большой сцены на конференции организовывала Корпорация «Синергия». Она собрала ведущих технологических экспертов, представителей власти и бизнеса, которые обсудили ключевые тренды и перспективы развития отрасли. На сцене стартаперы рассказали о сложностях запуска инновационных проектов.

Для любой крупной корпорации стартаперы как «звездочеты при дворе короля в Средневековье», образно высказался Александр Смоленский, генеральный директор «Цифровой индустриальной платформы»: нечто модное, но непонятное. Для того, чтобы заинтересовать крупную корпорацию, прежде всего необходимо показать заметное влияние проекта на ее бухгалтерию, заявил он на «обратном питче» с запросом на инновации от представителей крупных корпораций.

«С точки зрения изменения корпоративной культуры открытость инновациям, или так называемая инновационная зрелость, стала фокусом практически в любой корпорации, вошла в ценности брендов», – уверена Ксения Колтунова, директор корпоративных проектов АСИ.

В условиях санкционного давления, российские компании ищут выходы на новые рынки. Перспективными направлениями для развития инноваций сегодня являются Азия, Южная Америка и Африка. О том, как правильно развивать бизнес в этих регионах, рассказали эксперты на сессии «Инвестиционные возможности и тренды стран БРИКС».

Одним из ключевых рынков в содружестве БРИКС, безусловно, является Китай, но для успеха на этом направлении важно понимать ряд особенностей рынка.

«Главная трудность, которую понимают немногие наши предприниматели: китайцы работают с китайцами. И чтобы перейти этот барьер, надо знать не только язык, но и менталитет. Простой пример: если вы не присутствуете в WeChat – значит вас не существует для китайского бизнеса», – отметил ответственный секретарь российско-китайской палаты, Павел Устюжанин.

Тем не менее, если наладить партнерство удалось, – это уже можно считать успехом, поскольку даже сотая доля процента китайского рынка даст огромный оборот. В фокусе внимания целого ряда дискуссий было применение искусственного интеллекта. Спикеры сошлись во мнении, что пока сценарии развития ИИ мало кому удалось предсказать.

«Мы думали, что искусственный интеллект отнимет работу у простых тружеников. Но сначала он отнял работу у руководителей, потом у креативщиков, а третья история – мы ожидали, что роботы будут мочить друг друга на поле боя, а на самом деле они бьют друг друга в киберпространстве. То есть развитие искусственного интеллекта идёт там, где мы его не ждём», - признал вице-президент по информационным технологиям ПАО Ростелеком Кирилл Меньшов.

По мнению дизайнера Артемия Лебедева, нейросети не уничтожат творческие профессии. Наоборот, творцов станет еще больше. «Появится огромное количество людей, которые не знали, что они Феллини, что они творцы, что они могут просто придумывать какой-то образ, описать его и получить результат. В ближайшее время появятся такие технологии и такие люди, появятся новые звёзды».