И как она помогает нам познавать мир
Если вас попросят рассказать историю, а в голову ничего не придет, не расстраивайтесь. Вы точно можете это делать: люди постоянно создают и рассказывают истории — даже неосознанно. Все дело в нарративной памяти. Она позволяет структурировать знания в формате повествования, или нарратива. Как это работает? И как устроена нарративная память? Одну из моделей предложил Карлос Леон, ученый из Университета Комплутенсе. T&P перевели главное из его работы «Архитектура нарративной памяти».
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Что такое нарратив
Мы все рассказываем истории — это естественно для людей. Возможно, дело в том, что повествование, или нарратив, — не только эффективный формат коммуникации, но и своеобразный способ структурирования знаний. В этой статье, вслед за Джеромом Брунером, мы придерживаемся гипотезы о том, что человеческий опыт и память существуют в форме повествования. На этом предположении и основана представленная модель архитектуры нарративной памяти.
Существует несколько определений нарратива. У них есть общие черты, но, как правило, они расходятся в том, что касается литературных аспектов. Мы же сосредоточимся на взаимосвязи нарратива и когнитивной системы и будем использовать определение, предложенное Марком Финлейсоном.
Нарратив представляет собой последовательность событий, которые имеют причинно-следственную связь и происходят в определенное время с участием конкретных персонажей. Эта последовательность также обладает уровнем организации, выходящим за рамки базовых взаимосвязей между событиями.
Далее мы также будем исходить из того, что:
с функциональной точки зрения некоторые процессы познания имеют черты нарратива;нарратив обладает определенными свойствами, которые отличают его от простых последовательностей событий.
Нарративы как когнитивные объекты
В статье мы представляем архитектуру нарративной памяти в целом, без проработанных деталей. Тем не менее стоит описать основные свойства, которые должны быть у повествования, чтобы оно соответствовало этому «каркасу».
Согласно нашей модели, нарративная память состоит из двух подсистем:
эпизодическая память;процедурно-семантическая память.
В эпизодической памяти сохраняются пережитые события, а в процедурно-семантической — информация о том, как выполнять те или иные действия.
Таким образом, нарративная память — это подмножество эпизодической и процедурно-семантической памяти, которое связано с хранением информации, имеющей черты повествования.
Нарративная память обрабатывает нарративные объекты. Это любой когнитивный объект, хранящийся в нарративной памяти и потому обладающий свойствами нарратива.
Какова же структура нарративного объекта? Мы полагаем, что он включает в себя ядро, сателлиты и нарративные взаимосвязи.
Ядро — основная часть нарративного объекта, центральный конфликт или цель повествования. В этом определении мы опираемся на концепцию, которую предложил Сеймур Чатман. Правда, если Чатман делал акцент собственно на структуре, то мы рассматриваем ядро как когнитивный процесс.
Сателлиты, по Чатману, — это составляющие нарративного объекта, которые не являются центром повествования. Тем не менее они связаны с ядром и необходимы для создания причинно-следственной связи, контекста, объяснения — или по другим причинам.
С некоторыми упрощениями мы можем представить архитектуру нарративной памяти состоящей из нескольких модулей:
Информация поступает в точку входа, затем проходит предварительную обработку, в процессе которой определяются ядра и сателлиты. После этого данные оказываются в эпизодической памяти, затем распределяются в зависимости от целей когнитивной системы. Наконец, модуль реализации фиксирует результат — задачи, которые нужно выполнить, истории, которые нужно рассказать — и передает его на точку выхода.
Нарративная память и познание
Когда мы узнаем новую информацию, включается наша когнитивная система, которая в идеале должна сохранять ее всю. Именно в этот момент активизируется нарративная память. Мы получаем необработанные данные, которые нужно преобразовать в символы и объединить в события, чтобы они были доступны для всей когнитивной системы. При этом последовательность событий должна быть преобразована в нарратив.
Следовательно, нарративная память должна быть способна:
Создать необходимый набор ядер, выделив главное в полученной информации.Создать согласованную сеть сателлитов для каждого ядра.Определить отношения между ядрами и выстроить повествование из нарративных объектов.
Связи между ядром и сателлитами
Как когнитивная система определяет информацию, у которой есть признаки нарратива? Мы полагаем, что это происходит благодаря двум процессам: фокусировке и умозаключению. Под нарративным фокусом мы будем понимать осознание некоторых элементов повествования. Исследования показывают, что существенные элементы, как правило, люди воспринимают быстрее.
Умозаключение, в свою очередь, это процесс, позволяющий нам достроить взаимосвязи между фактами и дополнить информацию, если она передается в неполной форме — например, опускаются некоторые детали. Этот процесс происходит во время чтения — и практически без сознательных усилий со стороны читателя.
Можно выделить два вида нарративных умозаключений: уточняющие и необходимые. Уточняющие позволяют достроить контекст повествования, но, строго говоря, для собственно понимания они не нужны. А вот необходимые, напротив, помогают понять информацию.
Таким образом, мы полагаем, что идентификация ядер и связанных с ними сателлитов основана на процессах нарративного фокуса и умозаключения. Попробуем разобраться, как это происходит:
Когнитивная система выделяет в полученной информации события с наиболее высоким уровнем значимости.Из них выделяются ядра нарративных объектов.Благодаря умозаключению достраиваются связи между ядрами и соответствующими им сателлитами.
Связи между ядрами
Взаимосвязи нарративных объектов должны быть организованы таким образом, чтобы когнитивная система могла «видеть» и использовать их нарративные характеристики. Рассмотрим, как эти характеристики могут влиять на взаимосвязи между ядрами.
Начнем с времени. Трудно представить себе повествование, пусть даже самое простое, события в котором не имеют некоторой хронологии. В нарративе время может быть абсолютным («в 7 часов вечера») и относительным («позже, раньше»). Если относительное время отображает связь между двумя событиями, ядрами, то абсолютное технически является свойством события — иначе говоря, частью ядра.
Причинно-следственная связь также важный элемент повествования: благодаря ей мы его понимаем. Ряд исследователей считают причинно-следственную связь основной в нарративе. Как правило, эта связь охватывает множество различных предпосылок и следствий, которые в процессе восприятия становятся единым целым.
Следующая характеристика — пространство. Она представляет обстановку и контекст, в которых происходят события повествования. Как и время, пространство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное подразумевает конкретное место («кинотеатр») и связывает ядра, относительное более размыто («там же») и связывает события как ядра и сателлиты. Часто в сюжете общее пространство для событий не описывается прямо: просто предполагается, что оно есть. Однако в фабуле эта информация должна быть.
Еще один важный элемент — субъекты и объекты. Как правило, нарратив представляет собой последовательность действий субъектов, влияющих на объекты. Те, в свою очередь, хотя и не могут самостоятельно создать событие, часто становятся их причиной. Иными словами, субъекты и объекты запускают нарративные отношения.
Теперь поговорим о композиции. Нарративные объекты не предназначены для изоляции: они становятся частью длинных повествовательных цепочек — то есть полноценных историй. Это происходит благодаря тому, что одни ядра могут быть сателлитами других. Таким образом, композиция, способ организации этих связей, также является частью архитектуры нарративной памяти.
Последняя характеристика, которую мы рассмотрим, — абстракция. Фактически это не слишком детализированные нарративные объекты. Например, если мы скажем «Джон и Мэри женятся», такое описание события будет достаточно абстрактным. Ведь до этого, скорее всего, произошли следующие события: Джон и Мэри познакомились, понравились друг другу, начали отношения и решили пожениться. Перечисленные события (ядра) становятся для абстракции сателлитами.
Эпизодическая память как нарративная
Итак, эпизодическая память хранит события, чаще всего автобиографические. Поскольку процессы познания во многом основаны на нарративных структурах, мы предполагаем, что события в эпизодической памяти связаны нарративными отношениями — временными, пространственными и другими. Эти отношения важны и при создании нарратива для размышления или рассказывания. Таким образом, в целом эпизодическую память можно назвать нарративной.
В общих чертах функции эпизодической памяти можно описать как понимание и создание эпизодических нарративных объектов. Поговорим о том, как это происходит.
Понимание эпизодических нарративов
Современная нарратология рассматривает нарратив прежде всего как когнитивный феномен. Это позволяет лучше разобраться в процессах, лежащих в его основе. Такое смещение акцента с самой истории предполагает, что и автор, и аудитория эпизода активно участвуют (сознательно или неосознанно) в репрезентации и осмыслении повествования.
Большинство моделей, описывающих понимание нарратива, признают роль когнитивной системы в этом процессе. Кроме того, в них обычно предполагается, что понимание заключается в построении взаимосвязей, соединяющих полученную информацию в общую структуру и встраивающих ее в уже имеющиеся знания.
Вернемся теперь к понятиям фокуса и умозаключения. Выше мы отмечали, что важная информация, как правило, воспринимается легче. Но какая информация во всем новом для нас нарративе считается важной и почему?
Значимость событий в нарративе зависит от того, в какой момент они были упомянуты и как связаны с опытом человека. Исследования показывают, что события, о которых было сказано недавно, кажутся более значимыми, чем те, о которых говорилось в прошлом. Кроме того, события, связанные с происходящим в моменте, также воспринимаются как более значимые.
Создание эпизодических нарративов
Существуют разные модели создания историй. Мы рассмотрим модель ICTIVS, которая подразумевает пять этапов:
Генерация идеи.Сочинение.Передача истории.Интерпретация.Валидация.
При этом сама задача создания истории воспринимается как творческий процесс. Модель ICTIVS частично уточняет другие модели, например предложенную Майком Шарплзом. Шарплз описывает цикл, состоящий из двух этапов: деятельности и рефлексии. На этапе деятельности автор создает контент, добавляет в повествование новый материал. На этапе рефлексии полученный результат анализируется и корректируется.
Кроме того, модель создания нарратива включает в себя образ читателя. Это реакция на историю, которую автор предполагает получить. Образ читателя может быть конкретным или общим в зависимости от того, насколько точно автор представляет свою аудиторию.
Процедурно–семантическая память и нарратив
Процедурная память хранит информацию о том, как выполнять определенные типы действий. В целом эти данные вряд ли можно считать нарративным знанием: нарративами легко управлять с помощью структур сознания и речи, а информацию из процедурной памяти мы осознаем в меньшей степени. Семантическая память, наоборот, хранит более явные данные.
Таким образом, процедурно-семантическая память содержит информацию о том, как что-то сделать, с признаками нарратива. Например, покупка билетов онлайн требует определенных шагов: перейти на сайт, войти в систему, выбрать места, оплатить и так далее. Вместе эти шаги образуют краткое повествование.
В отличие от эпизодической памяти, процедурно-семантическая генерирует более абстрактные нарративы. Благодаря своему опыту мы знаем, как купить онлайн любой билет, а не только какой-то конкретный. Кроме того, связи в таких нарративах могут быть такими же, как и между событиями в эпизодической памяти. Однако в то же время они должны отражать процедурный характер информации.
Процессы как сценарии
Выше мы описывали, как нарративные объекты создаются из ядер и сателлитов. При сохранении нарративов в процедурно-семантической памяти используются аналогичные механизмы выявления ядер, но на значимость и умозаключение влияют другие аспекты.
Нам понадобится понятие сценария: это конкретное повествование, описывающее конкретный процесс. Чтобы сценарий остался в процедурно-семантической памяти, человек должен его прожить. Пока это происходит, когнитивная система фиксирует значимость определенного события, которое может стать ядром. В случае процедурно-семантической памяти на значимость влияет цель процесса. Она необязательно должна устанавливаться в нарративной памяти: ее может назначить некий внешний «модуль».
Перейдем теперь к связям между ядрами и сателлитами. Для процедурно-семантической памяти важнее всего причинно-следственные связи. Чтобы такая связь возникла, в нарративе должно быть условие — одно событие, которое делает возможным другое. Однако на усвоение таких связей когнитивной системой будет влиять еще и предыдущий опыт человека. Другие связи — временные, пространственные и так далее — воспринимаются так же, как и в эпизодической памяти.
Наконец, скажем о еще одном отличии процедурно-семантической памяти от эпизодической. Если в последней в модель создания нарратива закладывается образ читателя, то здесь вместо него используется скорее планировщик. Сценарий планируется так, чтобы привести нас к цели, и план может меняться в зависимости от внешних по отношению к человеку факторов.