Николай Донцов: «Первая задача музея — обеспечить сохранность коллекции»
Сегодня «цифра» проникла по все сферы нашей деятельности. Промышленность и финансы, образование и ретейл, госсектор и медиа — везде появились новые модели управления, бизнес-процессов, способов производства и предоставления услуг. Так же как и банк, современный музей сложно представить без инновационных технологий.
О том, как сделать сокровища мировой культуры доступными для масс, при этом снизив риски бесконтрольного копирования, чем привлечь молодую аудиторию, как развивать цифровизацию в условиях ограниченного бюджета, рассказывает ИТ-директор Русского музея Николай Донцов.
Расскажите о себе. Что было до сегодняшней должности?
Я работаю в Русском музее с 2013 года. До 2017 года я был «главным специалистом по инженерным системам и оборудованию» в службе реконструкции и капитального ремонта, занимался вопросами проектирования и сопровождения работ по ремонту и модернизации инженерных систем музея. Это электроснабжение и электроосвещение, отопление и вентиляция, сети связи и противопожарная автоматика. В 2017-м возглавил вновь созданную службу цифровых информационных систем, в которую вошел функционировавший тогда отдел компьютеризации. В 2020-м к службе были присоединены структурные подразделения, в чьи компетенции входили вопросы технических средств охраны. Все эти высокотехнологичные направления требуют существенной вовлеченности руководителя и отдельной работы с Министерством культуры РФ по вопросам финансового обеспечения. Также на момент реструктуризации накопилось довольно много нерешенных вопросов, в связи с чем руководством было принято решение о выводе этого направления в ведение профильного заместителя.
Какие цифровые проекты реализуются в Русском музее?
Вопрос очень объемный. Цифровая составляющая так или иначе давно проникла во все сферы деятельности музея. Это учетные программы музейной коллекции, выставочное оборудование, мобильные приложения для посетителей, образовательная деятельность музея, сеть виртуальных филиалов, сопровождение сервисов резервирования и продажи билетов, охрана объектов музея, финансовые операции и планирование, хранение и резервное копирование всевозможных данных учреждения и прочее. Если выделить крупные направления из числа тех, которыми непосредственно занимается моя служба, то нужно сказать про сопровождение и развитие комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС), ведь без ее помощи уже не обходятся никакие сколько-либо значимые операции с музейными предметами. Это внедрение систем электронного документооборота, планомерно охватывающих все большие области деятельности музея. Это сопровождение и развитие средств обеспечения информационной безопасности музея, разработка и внедрение усовершенствованных схем сетевой инфраструктуры с выделением особо ответственных сетевых сегментов и организации их дополнительной защиты. А также внедрение и совершенствование новых высокотехнологичных технических средств охраны, в том числе системы нейросетевой видеоаналитики.
В рамках деятельности по реализации этих проектов практически постоянно ведутся пилотные испытания новых отечественных разработок. В тесной связи с представителями компаний-разработчиков и производителей выявляются и при возможности устраняются недостатки пилотируемых систем. Лучшие по совокупности качеств приобретаются музеем для решения поставленных задач.
Какие задачи решает внедрение цифровых продуктов в пространстве музея?
Самые разнообразные. Как я уже сказал, цифровые продукты практически не оставили незатронутых областей в ежедневном рабочем процессе любого крупного учреждения. Разве что еще роботы полы не моют, но и это, видимо, не за горами.
С точки зрения потребителя процесс сопровождается цифровыми сервисами от возникновения мысли пойти в музей до выхода из выставочного зала: сайт, электронный билет, контроль температуры тела на входе, досмотровая зона, входная информационная зона, контроль прохода, аудиогид или мобильное приложение, цифровые инсталляции в выставочном пространстве. Без «цифры» можно только сдать пальто в гардероб и выпить кофе, заплатив наличными.
С точки зрения сотрудника ситуация не менее всеобъемлющая. На протяжении всего рабочего дня, практически вне зависимости от рода деятельности, каждый сотрудник использует цифровые сервисы: вход по пропуску, система автоматической выдачи ключей, сигнализация, компьютер, фотоаппарат или цифровой микроскоп или видеорегистратор и цифровая радиостанция, цифровая телефония, электронная почта, информационные системы, социальные сети и прочее. Конечно, еще очень много важных областей в нашем музее, пребывающих в состоянии недостаточной технологической оснащенности, но это скорее задача для меня, моих коллег и для органов власти, чем показатель ее невостребованности.
Какие проблемы вы считаете наиболее существенными при цифровизации музея?
Я считаю, что первая задача музея — обеспечить сохранность коллекции. В этом смысле проблем, которые эффективно решаются с применением средств цифровизации, масса. Как я уже сказал, практически все современные технические средства охраны имеют цифровую основу. Системы контроля и поддержания климатических условий хранения и экспонирования, средства каталогизации, оборудование для контроля состояния музейного предмета, часть средств проверки его подлинности и многое другое.
Вторая задача музея — обеспечение доступности коллекции для людей. Здесь тоже без «цифры» не справиться. Огромное количество произведений, находящихся на хранении, возможно никогда не удастся нам увидеть в выставочном зале. Но будучи оцифрованными, они могли бы стать доступными в любое время в любом месте. Конечно, цифровая производная вряд ли может в полной мере удовлетворить потребности искушенного ценителя, но в просветительских, образовательных, научных целях она могла бы стать незаменимым материалом. Да и современные возможности организации VR-пространств позволяют на основе таких материалов делать контент, который мог бы быть востребован очень продолжительное время. Я уже не углубляюсь в вопрос доступности коллекции для людей с ограниченными возможностями, что тоже очень актуально в музейной сфере. Здесь нужно отметить риск возникновения неконтролируемой спекулятивной деятельности в отношении высококачественных цифровых копий шедевров, их бесконтрольного копирования и, как следствие, утрату информационной системой своей уникальности и значимости, поэтому необходимо развивать и базу для юридического сопровождения работы такого ресурса, и технологические средства защиты размещаемой в нем информации.
Как вы считаете, BIM и VR — это модные аббревиатуры или необходимые сервисы?
На мой взгляд, эти технологии по праву претендуют на статус необходимых, но их относительная сложность требует при принятии решения об их внедрении серьезной подготовки, организационной и технической. Я считаю, что децентрализованное их развитие скорее в долгосрочной перспективе обречено на тупик. Самобытно организованные на базе VR-технологий проекты зачастую не обеспечивают ожидаемый результат. Как следствие, через непродолжительное время интерес к их развитию исчезает, а остатки материальной базы ложатся на дно реестра бухгалтерского учета. Принимая во внимание немалую стоимость подобных решений, неэффективность вложений кажется непозволительной. Осознание необходимости и готовность к внедрению — стадии, которые следует достичь до начала каких-либо необратимых шагов, но знакомиться с этими технологиями и пробовать осмыслить их применение в интересах учреждения, конечно, нужно.
Какие инструменты могут привлечь молодых посетителей?
Я думаю, что любого посетителя, в том числе и молодого, прежде всего, привлекает качество предлагаемого продукта. Если музей предлагает качественную выставку, приятную атмосферу, интересное экскурсионное обслуживание, удобный сервис, включая сопутствующие услуги, за приемлемую цену, то для привлечения посетителя нужно немного. В настоящее время информация распространяется очень быстро, и, отвечая на ваш вопрос, считаю наиболее эффективным средством привлечения молодежи, организацию уникальных событий высокого качества подготовки на площадках музея и своевременное их освещение в социальных сетях.
Как со временем будет меняться опыт посетителя вашего музея? Насколько музею интересно использовать цифровые медиа?
Затрудняюсь спрогнозировать перспективы для опыта посетителей. Использование цифровых медиа может быть очень интересным, но при условии его нераздельности с общей концепцией учреждения в части взаимодействия с посетителем. Всегда приятно наблюдать продуманное целостное решение, и гораздо меньший положительный отклик вызывает совокупность разнородных сущностей, собранных в одном пространстве.
Как развивать цифровые проекты в музее в условиях ограниченного бюджета?
По моему мнению, в условиях ограниченного финансирования необходимо максимально постараться не стать заложником своих или чьих-либо некорректных экономических оценок, когда каждая допущенная ошибка или неточность не может встретить быстрые коррективы с привлечением дополнительных средств и негативно сказывается на результате. Не следует задирать себе планку масштабности проекта, а лучше больше времени уделять мелочам. От них в итоге зависит очень много.
Набирает популярность гибридный формат (офлайн и онлайн) предоставления музейных продуктов и услуг. Есть ли такое у вас?
Да, есть. В музее существует служба, в чьи компетенции входит работа с нематериальными активами, ориентированными на внешнего потребителя. Эта служба в том числе сопровождает и развивает сеть виртуальных филиалов, в которых представлены цифровые материалы, сделанные на основе или связанные с предметами музейной коллекции.
Используете ли вы современные технические средства изучения посетителей например, айтрекинг, трекинг?
На сегодняшний день не используем. Сейчас сделан акцент на повышение уровня эффективности видеоаналитики в целях обеспечения безопасности. Впоследствии на основе созданных вычислительных систем и обзорных камер видеонаблюдения мы, вероятно, попробуем применить у себя эти технологии.
Что думаете насчет музейного маркетплейса?
Задумка мне нравится, все, как всегда в таких случаях, зависит от реализации. Если коммерческая составляющая деятельности этого ресурса не будет оскорбительно гипертрофирована, то получится вполне удобный и востребованный сервис.
ИТ-директора много занимаются цифровизацией внутренних процессов — электронного документооборота, средств корпоративной коммуникации и командной работы финансово-хозяйственной деятельности и безопасности. Какие задачи решаете вы?
В той или иной степени все из перечисленных. Для сервисов, ориентированных на обеспечение нужд смежных структурных подразделений, мы с коллегами организуем коммуникацию с компанией-интегратором/разработчиком, контролируя достижения поставленных целей, предварительно мы с коллегами получаем от сотрудников смежных служб функциональные требования к внедряемым продуктам и на их основе формулируем задачи для компании-интегратора/разработчика. Также в зону моей компетенции входит обеспечение внедряемых сервисов аппаратными средствами, администрирование их базовых операционных систем и средств виртуализации, организация удаленного доступа сотрудникам технической поддержки, обеспечение мероприятий по информационной безопасности в части доступа к этим сервисам. В случае, когда функциональное назначение сервиса относится непосредственно к моей зоне ответственности (ТСО, сетевая безопасность и т. п.), функциональные требования к такому сервису мы с коллегами формируем сами.