Не отключайтесь
Александр Славинский. Фальшивые боги. Часть I. Жертвы обстоятельств. М: Издательские Решения, 2021. ISBN: 978-5-0055-8276-8. Иллюстрaтор: Ксенон. Дизaйн обложки: Ольга Третьякова Чем хорош жанр фэнтези? Тем, что это универсальное средство для реконструкции будущего или прошлого. Ответственности никакой, но зато очень познавательно и увлекательно. «Уюя сотворил иллюзорный город, паривший в ночном небе Бтрк — его родной планеты. За основу он взял приснившийся образ, но в стремлении добиться гармонии полностью изменил цветовую палитру. Юноша населил свой мир крылатыми существами, юрко сновавшими между постройками и наполнявшими его мелодичными голосами. Получилось восхитительно...». Перед нами так называемая космическая опера. Омонимия с комической оперой здесь не случайность. На память приходит комическая опера Артура Салливана и либреттиста Уильяма Гилберта «Корабль Её Величества “Пинафор”, или Возлюбленная матроса». Самое любопытное в ней не то, что Уильям Гилберт наполнил сюжет этой оперы глупостями и шутками, а сам сюжет развивает тему любви между представителями разных социальных классов, а в том, что авторы подвергли сокрушительной критике британскую классовую систему в целом. Как писала критика: «”Пинафор” также добродушно высмеивает патриотизм, политические партии, Королевский военно-морской флот и назначение неквалифицированных людей на руководящие должности...». Вставим змием шипящую букву «с» и получим космическую оперу, но с тем же критическим акцентом. В аннотации романа Александра Славинского «Фальшивые боги» автор упреждает: « Мировая Федерация (МФ) контролирует почти всю галактику. В государстве Содружество Независимых Миров (СНМ) регенты устраняют наследника. На могущественном даре треймов (правителей) держалась независимость СНМ от МФ. Будущее конгломерата из шести планет СНМ под угрозой. На одной из планет МФ судьба свела двух изгоев, обречённых на смерть. Только упорство и сила воли позволят жертвам обстоятельств преодолеть все невзгоды и изменить сценарий не только своей жизни». Параллельные линии, как известно, пересекаются. Параллельные миры тоже — если автор в романе или главный герой наступает на грабли, читатель тут же потирает ушибленное место: « Предательство членов семьи приводит к катастрофе!» А ежели вы еще не поняли, то вот еще яснее ясного: « Народу стало очень плохо жить под властью тиранов. Те до нитки обирали эониев, убивали без всякого повода и насильно изгоняли из собственных домов, которые затем разрушали. В Эосу воцарилось беззаконие...». Содружество Независимых Планет легко заменяется на СНГ. А все эти имена Ыу, Яэ, и даже йкутсы легко сканируются из текущей реальности. Мне они напоминают анаграммы: « С помощью могущественного дара они управляли силами природы, созидая либо разрушая то, что требовалось в хозяйственной деятельности. Население боготворило их, поскольку мудрые правители облегчали жизнь граждан и являлись гарантами независимости СНМ от Мировой Федерации, управляемой йкутсами». Что ж, и слово «гарант» до боли знакомо и знаково, особливо любому представителю славного племени эониев, по которому реформаторы прошлись асфальтовым катком. Но ежели оставить в стороне эониев и тиранов, то разве мы все — не жертвы обстоятельств? Не стараемся ли, как можем, преодолеть все невзгоды и изменить сценарий не только собственной жизни? Да по большому счету, все мы, персонажи книги и читатели, из одного теста. Только персонажам, наверное, повезло больше нашего. У них есть бог, он же автор, а у нас лишь одни упования. Впрочем, вернемся к тесту, веществу и существу дела. Александр Славинский словно предлагает разгадать остросюжетный кроссворд, наполненный, помимо всего прочего, загадочными звуками и яркими световыми потоками вселенной. Недаром автор назвал свой текст оперой: « Воодушевлённый необыкновенными видами космоса, художник с восторгом наблюдал волшебную игру света и красок. Наконец-то он нашёл то, к чему стремился в творчестве — перед ним развернулось завораживающее совершенство мироздания. Здесь ничего лишнего, но одновременно загадочно и прекрасно. Эмоции переполнили юношу...». Я, правда, хорошенько поубавил бы количество эмоций. Иной раз это слово ведет себя слишком вольно — например, в данном пассаже: « Нежные женские руки страстно обняли любимого, жаждущие поцелуя губы прильнули к его устам. Их конечности сплелись, тела затрепетали от нахлынувших эмоций…». И тут же: « Постепенно тупая боль отступила, или другие эмоции потеснили её...». И еще: « Утихомирив эмоции и настроившись на работу, юноша вошёл в транс, как учил отец, и устремил душу в космические просторы... ». Как утихомирить эмоции, если решается судьба цивилизации! Судя по масштабам происходящих в романе событий, это эпическое фэнтези. Со всеми присущими данному виду стереотипами: космические просторы, Мировая федерация, власть тиранов и т.д. В эссе «О литературе» Умберто Эко пишет: «Напротив, недосказанное в другом романе Стендаля, “Арманс”, о возможной импотенции главного героя дает читателю повод к построению безумных гипотез, призванных реконструировать то, о чем текст умалчивает». Жанр фэнтези дает читателю повод для собственных реконструкций созданной автором вселенной, и в этом его несомненный успех у читателя. Заметим: особенно у широкой публики, не обремененной особыми знаниями в области типологии жанров и строгой романной конструкции, нарративе и дискурсе. Читатель становится соавтором романа-оперы и даже, может быть, одним из персонажей. А почему нет? У автора инженерное образование. Пишет или строит свою вселенную он с начала 90-х: «Удача улыбается», «Эра Водолея», трилогия о Виталии Чуре (Тройственный союз, Чрезвычайные обстоятельства – 2 тома), роман «Фальшивые боги» в 3-х томах, сборник рассказов «На грани небытия»… Кстати, роман «Фальшивые боги» Александр Славинский фактически переписал заново. Доцент философских наук, профессор кафедры литературы, издательского дела и литературного творчества Волгоградского государственного университета Валерий Пестерев пишет: « Роман рубежа ХХ и ХХI столетий как жанр – и это перманентно в его истории – в большей мере задает вопросы, чем дает ответы. Живой и саморазвивающийся организм, он неизменно проблематизирует авторское сознание, эмпирическую реальность, свое собственное мышление, художественную форму. В современную эпоху эта имманентная жанровая парадоксальность, не поддаваясь устойчивой систематизации и структурированию, ризомна. Актуальность этого постмодернистского образа в не-постмодернистское время очевидна. Гетерогенность, плюрализм, безграничный субъективизм, беспредельная свобода выбора, всевозможность ценностных ориентаций во всех сферах — цивилизации, культуры, искусства — по-прежнему действенны в их соположенной и взаимопроникающей явленности...». Александр Славинский пишет роман, роман «Фальшивые боги» пишет Александра Славинского. Мне это немного, по касательной, напоминает «Солярис» Станислава Лема. Чем больше мы оказываем давление на роман, тем жестче океан творчества отвечает нам. Ну а чего, возможно, не достает тексту, так это иронии. Ирония — вспомогательная и необременительная функция освоения всего этого постцивилизационного романного хаоса и пространства. Но поиски своего стиля — задача еще более сложная, чем те, с какими сталкивается Уюя: « Серого цвета корабль возвышался над посадочной площадкой шагов на пятьдесят. Из-за выпуклой средней части судно напоминало большую бочку, на которую сверху надели шипованную корону. А стоявшая на бетоне платформа раздваивалась, отчего создавалось впечатление, что у гиганта выросли лилипутские ноги. Из сопел корабля истекал поток раскалённого воздуха — судно готовилось к взлёту». Фальшивые боги, фальшивая еда, фальшивые ценности и идеология, фальшивые писатели и читатели. Александр Славинский затронул струну, которая долго будоражит воображение: « Не раздумывая, он подхватил Уюя на руки и бросился напролом. Тго хорошо понимал — если не успеет, то подбегавшие хоботатые солдаты размажут их. Он стрелой взлетел по лестнице и, перепрыгнув увеличивавшийся зазор между трапом и кораблём, оттолкнул в сторону жабомордого, выглянувшего из салона. Члена экипажа, облачённого в серо-синюю униформу, видимо, привлёк шум снаружи. Приложившись головой о стену, коротышка распластался на полу и отключился». Продолжение следует... Не отключайтесь!