Эксперт считает, что популяризация языков малочисленных народов севера охватит всю Арктику

МОСКВА, 11 ноября. /ТАСС/. Автономная некоммерческая организация "Центр "Арктические инициативы" реализует совместный проект с Институтом языкознания Российской Академии наук по ревитализации языков коренных малочисленных народов Арктики, сообщил заместитель генерального директора - статс-секретарь АНО "Центр "Арктические инициативы" Рустам Романенков.

"В рамках проекта "Дети Арктики" мы объединили усилия с Институтом языкознания РАН и ведем работу по внедрению и популяризации методики изучения родных языков по принципу "мастер и ученик". У нас создано пять языковых пар в разных регионах России, на их опыте мы готовим методические материалы и инструкции, которые позволят широко распространить этот опыт и принцип обучения, помогут большому числу желающих вспомнить и выучить родной язык хотя бы на разговорном уровне" - сказал он во время международного форума "Дни Арктики и Антарктики в Москве".

Романенков пояснил ТАСС, что проект "Дети Арктики" затрагивает 18 языков народов Арктики и реализуется на всей территории Арктической зоны Российской Федерации. "Вопрос сохранения языков и культуры народов Арктики лежит в плоскости культурной безопасности нашей страны. Россия - многонациональная страна, в Арктике сосредоточено большое количество коренных народов, у каждого своя самобытная культура. Сохранение этого богатства, этих культурных ценностей - главная задача проекта" - добавил он.

Романенков отметил, что в 2023 году акцент планируется сделать на продвижении мультимедийного контента. "Мы наработали уже необходимый объем информации в разном формате - языковые, туристические, образовательные ролики, игры, лонгриды, мультфильмы. Контент будет загружен в мультимедийную систему "Аэрофлота" с ноября, он уже транслируется в мультимедийной системе РЖД на поездах "Сапсан", - сказал он.

Привлечение молодежи

Рост интереса к арктической тематике эксперты отмечают не только у зарубежных стран. Руководитель рабочей группы "Арктика" Общественного совета при Минприроды России Светлана Липина отметила, что Арктика пользуется популярностью среди учащихся инженерных школ. "Пишут работы по Арктике. Это московские, петербургские, самарские, казанские, северокавказские школы", - сказала она.

Эксперт также подчеркнула, что школьников нужно поддерживать и стимулировать на дальнейшее исследование арктического региона. "Надо вести их дальше, чтобы они не только заканчивали бакалавриат, магистратуру, но и защищали кандидатские и докторские диссертации. <…> Думаю, мы как-то совместными усилиями со всеми вами и экспертами в науке и образовании подумаем, как нам мотивировать ребят и как мотивировать ученых на эту работу", - считает Липина.

Аналогичное мнение о необходимости поддержки молодежи высказал директор расположенного в Санкт-Петербурге Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. Он отметил, что ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс", которая построена на заводе "Адмиралтейские верфи" в Петербурге, позволит привлекать молодежь к проблемам в Арктике. "Этот проект уникален для привлечения молодых ребят к этой проблематике, потому что у них появляется видение своей карьеры", - подчеркнул эксперт.

Первая в мире самодвижущаяся ледостойкая платформа "Северный полюс" предназначена для круглогодичных экспедиций в северных широтах Северного Ледовитого океана. ЛСП вмораживается в крупную дрейфующую льдину, после чего ученые по ходу дрейфа займутся проведением геологических, акустических, геофизических и океанографических исследований в арктическом регионе. В начале этой осени платформа вошла в состав научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института и отправилась в свою первую экспедицию.

По словам председателя правления АНО "Чистая Арктика" Руслана Губайдуллина в проект, который направлен на очистку Арктической зоны России от накопленных с советских времен отходов, вовлекается все больше представителей волонтерских движений. В 2021 году в нем участвовали 2,2 тыс. волонтеров, а в этом их число превысило отметку в 3 тыс. "Мы ставим на 2023 год задачу максимального вовлечения сообщества и работу на международном уровне", - сказал он.

О передвижном музее

Заместитель генерального директора фонда "Чистые моря", руководитель проекта "Каникулы в Арктике" Анна Субботина рассказала о мультимедийном интерактивном музее на колесах "Арктический автобус", который направлен на популяризацию Арктики. "У нас за два дня проходило до 1,5 тыс. человек. <…> Люди шли, чтобы напитаться информацией. Несмотря на то, что автобус всего 28 кв. метров, информации там очень много. Там есть все про науку, про изучение белого медведя, про обитателей Арктики, про то, как живут коренные малочисленные народы", - пояснила она.

Экспозиция содержит малоизвестные факты об Арктике, истории открытий, путешествий, экспедиций, видеоролики об арктических регионах и их обитателях, а также квесты и загадки. Цель "Арктического автобуса" - рассказать в доступной и простой форме о народах, населяющих арктические просторы, и их традициях, а также познакомить с географией, экологией, биоразнообразием и уязвимостью экосистемы Арктики.

Ранее заместитель министра науки и высшего образования России Андрей Омельчук отмечал, что кадры для обеспечения развития Арктики должны готовиться не только в северных и арктических вузах, а по всей стране. Всего до 2035 года на территории Арктики, согласно прогнозам, создадут более 180 тыс. новых рабочих мест. По словам первого заместителя генерального директора по социальному развитию Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Эльвиры Нургалиевой, более 4 тыс. из них уже созданы. На севере требуются как рабочие специальности, так и управленцы, которые смогут работать над проектами, опыта реализации которых в стране еще не было.

На территории Арктической зоны России, Сибири и Дальнего Востока живут представители 47 коренных малочисленных народов общей численностью более 300 тыс. человек. Они имеют особый статус и возможность пользоваться рядом преференций со стороны государства.