По мере интеграции российской авиаотрасли в мировую в последние десятилетия отечественные авиакомпании в значительной степени ориентировались на IT-продукты западных провайдеров. Из-за их резкого ухода с рынка перевозчики столкнулись с необходимостью оперативной миграции на российские системы. Задача цифрового суверенитета поставлена и правительством, она должна быть реализована до 30 октября. На смену Постановлению правительства 955 идет Постановление 1393 от 8 августа 2022 года, где изложены требования к автоматизированной информационной системе по организации воздушных перевозок. Согласно законодательству, зарубежное участие исключается как в разработке, так и в финансировании систем, предназначенных для российских авиакомпаний. Предъявляются новые требования по безопасности хранения и неразглашению персональных данных российских граждан. С большой долей уверенности можно утверждать, что отечественные разработки в обозримом будущем будут занимать доминирующее положение на российском рынке. Миграция с любой системы на любую другую — сложнейший, глобальный процесс. Но профессионалы знают, что существующие российские предложения не уступают зарубежным аналогам, хотя могут отличаться. Однако среди более широкой общественности, включая пассажиров, узнавших о существовании систем PSS только после ухода с российского рынка западных провайдеров, иногда звучат ничем не обоснованные опасения в отношении российских решений. Представители «Сирена-Трэвел» объяснили на примере инвенторной системы Leonardo, почему переход к российскому провайдеру даст отечественным авиакомпаниям большие возможности усовершенствования бизнес-процессов. После введения западных санкций крупнейшие международные системы бронирования начали сворачивать свои отношения с российскими клиентами. В связи с этим российские авиакомпании приступили к переходу на IT-решения отечественной разработки. Компания «Сирена», ведущий российский поставщик информационных технологий для предприятий транспортной отрасли, сообщила об успешной миграции 1 июня низкобюджетной авиакомпании «Победа» на систему обслуживания пассажиров (PSS) Leonardo. До этого момента дочерняя компания «Аэрофлота» использовала американскую платформу Navitaire (специализируется на IT-сервисах для лоукостеров, принадлежит Amadeus). В настоящее время миграцию на Leonardo осуществляет и сам «Аэрофлот», и «Россия», а также авиакомпания «Уральские авиалинии» и другие российские перевозчики. Развитие во всех измерениях На текущий момент в инвенторной системе Leonardo работают более 60 авиакомпаний России и СНГ, в том числе «ЮТэйр», Red Wings, «Аврора», «РусЛайн», «Ямал», «Алроса». Общий объем обслуженных пассажиров в системе превышает 45 млн чел. При этом больше всего клиентов перешли в российскую систему уже в первые два года после ее запуска и продолжают в ней успешно работать. PSS Leonardo (и инвенторная система как ее часть) появилась «не вчера» и не как экстренный ответ на уход западных провайдеров. Первые компании подключились в систему в конце 2014 года, с тех пор она развивается и активно наращивает географию присутствия как в России, так и за ее пределами. «Когда система создавалась, учитывались лучшие наработки отрасли, включая иностранные системы. Мы не делали кальку зарубежных аналогов, но во многом повторили их логику. Некоторые аспекты реализованы иначе в соответствии с потребностями именно российского рынка», — рассказали в «Сирене». Таким образом, при создании и продолжающемся развитии системы учитываются как стандарты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), так и специфические требования российских бизнес-практик. Так, система соответствует требованиям российских регулирующих документов в части использования кириллицы, что в зарубежных системах, в принципе, не применимо. «То есть наша система соответствует требованиям IATA в части всех резолюций и рекомендаций. Но мы их даже расширили, чтобы и агентам, и сотрудникам авиакомпаний, и всем участникам рынка было удобно работать в кириллической раскладке клавиатуры», — прокомментировали в компании «Сирена». Среди клиентов «Сирены» есть и новые авиакомпании, и мигрировавшие с других систем. Продвижение PSS Leonardo продолжается на рынках за пределами России: «Сирена» давно присутствует в Армении, Грузии, Таджикистане, Киргизии, Узбекистане. В последние пару лет в регионе появляется много новых авиакомпаний, многие из которых отдают предпочтение российским IT-продуктам. Требование масштабирования и резервирования заложено в архитектуру системы изначально. Поэтому даже резкий рост количества пользователей не вызовет дефицит ресурса. Веским аргументом в пользу PSS Leonardo является высокая восприимчивость разработчика к пользовательским запросам по доработке системы, в основном бесплатной. Квартальный план доработок формируется ежегодно и корректируется в течение года. «Прежде всего при формировании плана мы учитываем отраслевую логику, сопоставляем доработки со стандартами, проводим их коммерческую оценку. Важные общеотраслевые доработки делаются безвозмездно, но есть и возможность реализации уникальных функций для конкретного клиента за согласованную сумму. В рамках процесса миграции мы делаем все возможное, чтобы после перехода авиакомпания не потеряла привычные настроенные бизнес-процессы. Эти адаптационные доработки, как правило, бесплатны», — объяснили в «Сирене». Искусственный интеллект в деле: управление ресурсом и дистрибуция Инвенторная система Leonardo является ядром системы обслуживания пассажиров PSS Leonardo. Она обеспечивает с высокой степенью автоматизации выполнение всех задач, возложенных на системы такого типа: хранение и независимое управление расписанием и ресурсами рейсов, управление продажами и автоматическая ревалидация билетов пассажиров при пересадке. «Основное предназначение хостовой системы — это ресурс расписания и его последующая дистрибуция в точки, где производится продажа услуг перевозки и допуслуг по определенным каналам, а также эффективное управление коммерческой загрузкой, то есть изменение уровней продаж, чтобы обеспечить максимальный доход авиакомпании, — разъяснили в »Сирене«. — Иными словами, все услуги попадают в систему, и авиакомпания видит, сколько пассажиров на каких рейсах она на данный момент имеет, и может управлять этой загрузкой, изменяя уровни продаж, чтобы они эффективно велись в том или ином канале». В системе технически реализованы такие функциональные блоки, как работа по совместной эксплуатации рейсов (code-share) и франчайзинг (мокрый лизинг), не так давно появилась коммьюторная модель. Усложнение алгоритмов работы системы, обеспечивающих новый сложный функционал, не должно сопровождаться ухудшением управляемости для пользователя. В основу пользовательского взаимодействия с системой Leonardo положен принцип «подключай и работай»: вместо «зеленого экрана» с бесконечными таблицами, командными строками и кодами пользователь Leonardo видит интуитивно понятный графический интерфейс, не требующий от сотрудников специальной подготовки в IT. Так, вся работа с расписанием выполняется в пределах одного экрана, на котором можно менять практически любые параметры рейсов. В результате оператор сразу видит все характеристики данного рейса и может задавать для него разные параметры в зависимости от дней выполнения: маршруты, типы самолетов, наборы классов, набор услуг, блоки мест для код-шеринга и т. д. Благодаря простоте интерфейса система позволяет в наглядной форме спрогнозировать последствия тех или иных изменений, показывая, к каким они приведут результатам. Отличительная черта инвенторной системы Leonardo – это возможность гибко формировать большой набор всевозможных бизнес-правил, которые автоматизируют управление расписанием, загрузкой рейса и другими процессами. Иными словами, достаточно на начальном этапе «объяснить» системе базовые бизнес-процессы, чтобы дальше она самостоятельно принимала решения. Либо, напротив, ограничить степень автономности — в этом случае система будет обращать внимание сотрудника на критические моменты, требующие принятия решения. Например, система позволяет быстро организовать пересадку, если рейс отменяется. Для этого не требуется проводить сложные расчеты и рисовать схемы, кого пересаживать на какой рейс и на каких условиях, — в систему встроены алгоритмы перераспределения пассажиропотоков. Поэтому оператору достаточно сообщить системе, какой рейс отменяется, чтобы все остальное она сделала самостоятельно. Немаловажно и наличие блока, который фиксирует каждый процесс, каждое действие — ничто не происходит без учета. Всегда видно, какие действия, кем на каком этапе были произведены. И ограничений по глубине архива фактически нет. Поскольку инвенторная система — часть PSS, все процессы, связанные с передачей данных в систему и из нее происходят внутри PSS-контура. Соответственно, все транзакционные телекоммуникационные передачи данных защищены и бесплатны для клиентов PSS Leonardo. Никаких дополнительных трат (единовременных или регулярных платежей за линкование или трафик при подключении к GDS) и никаких рисков. «Логика процессов внутри хоста строится на максимальной автоматизации: сотрудник освобождается от рутинного нажимания кнопок и может сконцентрировался на аналитике. Это экономит время и повышает эффективность работы специалиста». Упростить миграцию Для любой авиакомпании в любой стране мира смена инвенторной системы — это энергоемкий, трудозатратный и крайне непростой психологически процесс. «Несмотря на общие принципы, которые лежат в основе систем, инвенторные системы все же отличаются. Одни и те же принципы разными разработчиками развивались по-разному, и процессы для решения бизнес-задач в результате отличаются, — пояснили в »Сирене". Кроме того, в рамках готовой системы каждая компания самостоятельно или с привлечением аутсорсинга вносит доработки, чтобы адаптировать систему под свои потребности. И теперь эти дополнительные доработки, которые не имеют прямого отношения к инвенторной системе, тоже надо как-то сохранить и перенести, сделать так, чтобы компания могла продолжать ими пользоваться". Миграции предшествует тщательная подготовка и период ознакомления, во время которого «Сирена-Трэвел» проводит глубинный анализ функционала через призму существующей системы и выявление мест, которые требуют внимания. «Мы не предлагаем черный ящик, мы кастомизируем систему под нужны клиента, под тонкости его организации. У разных перевозчиков процессы могут даже противоречить, и приходится находить универсальное решение, удовлетворяющее всех. Иногда мы предлагаем на замену то, что нам кажется логичнее, и часто авиакомпании соглашаются и меняют свои процессы», — уточнили в «Сирене». После всех подготовительных этапов и переноса данных следует несколько этапов тестов и исправления любых возникших ошибок. Но в этом году возникла экстренная ситуация, когда потребовалось провести миграцию в считанные дни. «С момента объявления о прекращении обслуживания авиакомпании »Победа« прежним провайдером до миграции в »Сирену« прошло несколько дней. Провайдер не дал »Победе« возможности подготовиться к миграции, предупредив об отключении в последний момент и, по сути, создав угрозу остановки операционной деятельности. И коллапс удалось предотвратить. При этом, несмотря на экстренность процесса, миграция в части данных о пассажирах, бронях, допуслугах произошла качественно, практически без потерь. Количество ошибок не превышало сотой доли от общего числа бронирований. Все получилось очень оперативно, хотя мы впервые мигрировали лоукостера», — рассказали в «Сирене». Подтверждением качественного перехода является то, что авиакомпания не останавливала свои производственные процессы, бронирования и продажи. Искусственный интеллект на страже целостности доходов: Revenue Integrity Система целостности доходов (Revenue Integrity; RI) — это интеллектуальная система поиска и выявления непродуктивных бронирований, которые могут нанести ущерб бизнесу авиакомпании. Ложные бронирования «замораживают» места на рейсе, в результате чего перевозчик может недополучить доход. RI активирует процедуру поиска и аннулирования таких броней. Система может сделать это автоматически или предоставить кассиру возможность принять решение о дальнейших действиях с PNR. Своевременное выявление двойных и ложных бронирований позволяет авиакомпаниям быстро вернуть их в продажу и обеспечить максимальную доходность рейса. Система идентифицирует фиктивные имена, номера недействительных билетов и пассивные сегменты. В ее функционал также входит сверка с черными списками пассажиров. «Непродуктивные брони — те, которые никогда не материализуются в виде выписанных билетов. Например, забронирован билет на заведомо фиктивное имя. Или по этой брони пассажир физически не может полететь, поскольку на его имя забронировано несколько мест в нескольких самолетах», — объяснили в «Сирене». Система RI гарантирует, что в инвенторной системе перевозчика все брони подтверждены и материализуются в перевозку. В частности, для этого выставляется ограничение срока выкупа билета и допуслуги. Система контролирует, что услуга не только забронирована, но и оплачена. Исключает дубликатные брони — например, если пассажир рассматривает разные опции перелета, что мешает другим. Согласно настройками системы, такие брони либо автоматически аннулируются, либо передаются на ручную обработку персоналу. Разработаны и специальные процессы для ситуаций, когда пассажир не явился на первый сегмент стыковочного рейса. Можно настроить систему так, чтобы такой пассажир не занимал место ни на стыковочном, ни на обратном рейсе.