14 мая в истории науки: Ошибка Ломоносова, навигационный секундомер и прививка коровой
В ходе подготовки экспедиции Ломоносов объединил планы и расчеты в двух трудах: "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию" и в "Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану". На экспедицию, по его выкладкам, требовалось 20 тысяч рублей - и эта сумма была немедленно выделена высочайшим распоряжением. Увы, Ломоносов ошибался! Он писал: "Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользой чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку". И так оно потом и вышло, но Михаил Васильевич предполагал, что летом на полюсе и в его окрестностях... тает лед. Две экспедиции, которыми командовал помощник главного командира Архангельского порта Василий Яковлевич Чичагов, не смогли продвинуться дальше 80° 30" северной широты. Севернее в то время не забирался никто. Экспедиция привезла множество геофизических, океанографических и метеорологических сведений и описание флоры и фауны Шпицбергена. Но Северный морской путь от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 км - за одну навигацию удастся пройти только в 1932 году ледокольному пароходу "Александр Сибиряков". Возглавит экспедицию прославленный Отто Юльевич Шмидт.
В этот день, но уже в 1796 году английский хирург Эдвард Дженнер сделал прививку от оспы восьмилетнему Джеймсу Фиппсу. Информированный читатель заметит, что Екатерина Вторая привилась от оспы еще в 1768 году. И это верно, но способ прививки тогда был еще достаточно рискованным, через пять дней после прививки у императрицы появились озноб, жар, набухли подчелюстные железы и даже появились первые оспины, которые "лопались, темнели и исчезали". Екатерина потеряла аппетит и испытывала постоянную головную боль, продолжалось это целую неделю. А вот Дженнер в Англии применил вакцину - то есть препарат менее опасного вируса, который позволил организму выработать иммунитет против более грозного врага.
В качестве мягкой прививки Дженнер использовал препарат коровьей оспы - variolae vaccinae. Vacca по-латыни означает "корова". С тех пор все препараты биологического происхождения, обеспечивающие организму появление приобретенного иммунитета к конкретному антигену, называют вакцинами, что буквально означает "коровьими препаратами". Чем ставить памятники королям и политикам, лучше поставили бы в каждом городе памятник корове - вот уж воистину, вид, которому каждый человек обязан с первых дней жизни. Призыв Евгения Шварца кричать вместо "Да здравствует король!" - "Да здравствует Корова!" кажется очень даже умным и обоснованным. Да, препарат коровьей оспы взят был у доярки Сары Нелмз. Несмотря на успех вакцинации, записка Дженнера в Королевское научное общество осталась без ответа - да уж, да здравствует корова. Только через несколько лет работу Дженнера приняли всерьез - и эти несколько лет многим стоили жизни - не говоря уж о внешности. Оспа стала первой в истории болезнью, которую человечество сумело изжить полностью - именно благодаря вакцинированию.
В этот же день, но только в 1862 году, переехавший в Англию швейцарец-часовщик Адольф Николь запатентовал устройство под названием хронограф - оно позволяло чрезвычайно точно фиксировать произвольные промежутки времени и обнулять отсчет. Вы скажете - "Да это же секундомер!" Верно. Но в свое время хронограф Николя стал очень важным навигационным прибором!
В этот день в 1899 году шведская наука понесла тяжелую утрату - ушел из жизни выдающийся химик Ларс Фредерик Нильсон, открывший в 1879 году химический элемент скандий. Это открытие Нильсона важно и для русской науки: ведь его предсказал и теоретически обосновал наш Дмитрий Иванович Менделеев, назвав этот вероятный элемент экабором и указав его атомную массу и валентность. Периодический закон Менделеева дал возможность точнее описывать свойства элементов и предсказывать существование еще не открытых - с таким описанием их свойств, какое до него давали только лабораторные исследования.
А еще в этот день отмечается Всемирный день перелетных птиц, и задача этого дня - привлечь внимание людей и правительств к экологической обстановке - ведь перелетные птицы страдают от неблагополучных условий не только в местах где остаются надолго - но и по пути. Ученые предупреждают - сегодня каждый десятый вид перелетных птиц находится под угрозой вымирания!
И еще любопытная цитата для размышления:
"Обыкновенно в Европе говорят, что англичане сумасшедший и экзальтированный народ; сумасшедший, так как они своим детям прививают оспу, чтобы воспрепятствовать появлению ее у них; экзальтированный, так как они с радостью сообщают своим детям эту ужасную болезнь с целью предупредить зло еще неизвестное. Англичане же с своей стороны говорят: прочие европейцы - трусы и люди вырождающиеся: трусы потому, что они боятся причинить детям незначительную боль; выродившиеся люди потому, что подвергают своих детей опасности погибнуть от оспы".
Вольтер. "Философские письма"
Между тем
А что было накануне, 13 мая, в истории науки?
В этот день в 1501 году началось путешествие Америго Веспуччи, из которого он привезет в Старый Свет две новости: что Новый Свет - это нечто самостоятельное, а никакая не Индия, и что теперь это все называется Америка. Может с тех пор и пошла традиционной формы американская шутка: "У меня две новости: хорошая и плохая", а уж какая хорошая и плохая из двух от Веспуччи - ну, решайте сами. Что до меня - мне нравятся обе.
В этот же день, но поближе к нам, в 1637 году, Кардинал Ришелье проявил заботу о своей безопасности, и нечаянно изобрел предмет, которым мы все пользуемся (ну хотя бы от случая к случаю) и порой даже держим как надо, в правой руке. Он приказал скруглить кинжалы для нарезания мяса в тарелках за столом, и получился столовый нож. Будете есть бифштекс - вспоминайте добрым словом кардинала Ришелье!
В этот же день, однако уже в 1836 году началось строительство первой в Российской империи железной дороги по маршруту Санкт-Петербург - Царское Село - Павловск. Хвастать тут особенно нечем - все было куплено за границей, от паровоза и вагонов до рельсов и костылей. Железная дорога строилась с шириной колеи 1829 мм (6 футов). В общей сложности закупили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов - в Англии и Бельгии, вагоны были разные - "шарабаны", "берлины", "дилижансы" ну и отдельная их разновидность называлась, собственно - "ваггоны". Паровозы имели мощность в 40 лошадиных сил и могли везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час. В стране хромых лошадей, кривых колес и наших своеобразных дорог это было как… ну не подобрать никакого примера! Руководил строительством инженер и предприниматель из Австрии Франц Герстнер, он же вел первый паровоз в день открытия. Кстати, и после открытия полноценная железнодорожная эра началась только по воскресеньям, а вот по будням настала не сразу. Только по воскресеньям поезда водил паровоз, а в обычные дни - пассажиры довольствовались конной тягой. Полностью на паровую тягу дорога перейдет только в апреле 1838 года.
В этот же день, но отметим, что в 1920 году, в Манчестере на конференции врачей-дантистов сахар был назван главной причиной болезни зубов. Печальная дата, скажете? О, не торопитесь! На той же конференции во избежание флюсов и кариесов дантисты рекомендовали сладкоежкам после любимых кондитерских радостей пить сухое шампанское! А меня еще спрашивают, за что я люблю науку!
Этот же день, заметим, что в 1930 году, выдался очень печальным. Наш бренный мир покинул Фритьоф Нансен - великий путешественник, океанограф, доктор зоологии, основатель новой науки - физической океанографии. Лауреат Нобелевской премии мира, гуманист, филантроп, дипломат и вообще - очень хороший человек. Его научные достижения известны достаточно широко, но мало кто знает, что Нансен дважды помог нашим соотечественникам, разделенным гражданской войной. С 1921 года он возглавлял комиссию Лиги Наций по делам беженцев, и паспорт беженца получил даже второе название - "Нансеновский паспорт". Именно такие паспорта были у сотен тысяч русских эмигрантов после гражданской войны. А еще Нансен создал специальный фонд в поддержку голодающих Поволжья. За это он и был удостоен Нобелевской премии мира. Нансен умер накануне национального праздника Норвегии - Дня Независимости. Никто не сказал "Зачем портить праздник" - именно в этот день народ Норвегии прощался со своим великим героем и ученым, его гробу в актовом зале Университета в Осло поклонился сам король Хокон VII. Никто не говорил речей - только играл печальную музыку Шуберта оркестр, да отсалютовала артиллерийская батарея из исторического замка Акерсхус. Нансен в своем завещании запретил произносить речи на своих похоронах. Это была не только достойная жизнь - но одно из самых красивых прощаний с великим человеком.
В этот же день и в том же 1930 году, к сожалению, неизвестным браконьером был убит последний сумчатый волк. Сумчатый волк (лат. Thylacinus cynocephalus) - вымершее сумчатое млекопитающее, единственный доживший до исторической эпохи представитель семейства сумчатых волков, а также самый большой известный до его вымирания сумчатый хищник. Мне бы очень хотелось портреты браконьеров вывешивать публично в больших городах рядом с изображением зверей, которых они у природы и у нас украли.
А в этот же день, заметьте, в 1954 году, свой первый полет совершил американский вертолёт Kellett КН-15 Stable Mable. Это была экспериментальная машина, новизна данного аппарата была в том, что лопасти несущего винта были оборудованы соплами, а в движение его приводил… паровой двигатель. Винт вращался струями перегретого пара, для нагрева воды использовали энергию распада высококонцентрированной перекиси водорода на катализаторе. Это был первый вертолет такого рода. Тем не менее, развития конструкция этой машины не получила никакого - и дело не в том, что она была неудачной, как раз нет. Просто ее создавали не для самостоятельной жизни, а для испытания системы стабилизации несущих винтов других вертолетов. Философская история - иногда даже чья-то жизнь служит всего лишь для поддержки другой жизни. Бывает и такое.
Однако нас интересует не печальная философия, нам ближе позитивный взгляд в будущее. Винтокрылые реактивные машины вполне пригодятся еще, например, на Луне. Там ведь нет атмосферы.