Войти в почту

Европейские авиакомпании готовятся к долгосрочным последствиям украинского кризиса

В настоящее время воздействие российско-украинского кризиса на динамику спроса на авиапутешествия в Европе, в целом, оценивается как «ограниченное». Однако отраслевые эксперты предупреждают, что происходящие события могут иметь многоуровневый долгосрочный эффект, более глубокий, чем пандемия COVID — 19. Возможную динамику рынка обсудили руководители ведущих европейских авиаперевозчиков на саммите ассоциации авиакомпаний Европы Airlines for Europe (A4E), первом оффлайн-мероприятии А4Е после санитарных локдаунов. Участники отметили, что события на накладывают существенные ограничения на попытки европейского авиарынка восстановить операционные и финансовые показатели после пандемии. В числе негативных факторов названы снижение динамики спроса, инфляция, рост цен на топливо, закрытое воздушное пространство и вопросы авиационной безопасности. «Мы заметили некоторое проседание в количестве бронирований на 3-4 дня, сейчас все вернулось в норму», — сообщил президент . На празднование Пасхи (католическая Пасха – 17 апреля) ожидается, что пассажиропоток превысит уровень доковидного 2019 года, также прогнозируется высокий спрос на летний сезон. Даже для латвийской авиакомпании airBaltic воздействие кризиса смягчается. В конце февраля количество бронирований сократилось на 30%, но за последующие недели вернулось на обычный уровень. «Снизившийся спрос на въезд компенсируется повышенным спросом на выезд», — сообщил президент airBaltic Мартин Гаусс. В целом по отрасли показатели пассажиропотока в летнем сезоне приблизятся к 85-90% от уровня 2019 года, прогнозирует управляющий директор ICF Global Ката Череп. «Похоже, [для европейского авиатранспорта] Украина стала менее значимым событием, чем другие шоковые моменты», — сказала она. Впрочем, Череп отметила, что наибольшее напряжение создают неопределенность дальнейшей динамики как спроса, так и цен на топливо. Новый руководитель португальской TAP Portugal Кристин Урмьер сказала, что разделяет оптимистическую точку зрения относительно ближайшего будущего: ТАР планирует задействовать более 85% провозных мощностей в летнем расписании. «Клиенты хотят летать, а – очень модное направление. Но в долгосрочной перспективе мы действительно не знаем, какое влияние окажет украинский кризис. Везде неопределенность, и это то, с чем нам необходимо справляться», — прокомментировала Урмьер. Наибольший оптимизм высказал президент британского лоукостера Йохан Лундгрен. Он напомнил, что совсем недавно некоторые обозреватели сомневались, что спрос на авиаперевозки когда-либо вернется на уровень 2019 года. «Но люди не просто возвращаются, они стали летать еще больше. Мне сообщают об очередях в аэропорту, прямо как до пандемии», — сказал Лундгрен. Однако президент крупнейшей европейской бюджетной авиакомпании Ryanair Майкл O’Лири возразил, что тарифы в апреле и мае остаются на низком уровне, поскольку перевозчик старается максимально восстановить провозные мощности. В летнем сезоне и сентябре коэффициент загрузки может достичь 90%, но если последуют еще какие-то шоковые события, «об оптимистическом прогнозе можно забыть», — предупредил он. В определенном смысле, европейские авиакомпании спасает то, что они только что прошли через болезненные процедуры адаптации к условиям пандемии. «Это была тренировка нашей гибкости», — прокомментировал Шпор. С ним согласился Лундгрен, подчеркнувший, что easyJet сейчас более гибкая и жизнестойкая, чем до кризиса.

Европейские авиакомпании готовятся к долгосрочным последствиям украинского кризиса
© Aeroo.ru