Первый полет Джона Гленна: 60 лет назад США догнали СССР на орбите
Первая пилотируемая программа США «Меркурий» предполагала до отправки человека на орбиту два пилотируемых суборбитальных полета. Одноименный космический корабль сначала опробовали астронавты Алан Шепард и Вирджил Гриссом. И только через десять месяцев после полета Гагарина, 20 февраля 1962 года на орбиту вышел гражданин Соединенных Штатов Джон Гленн на корабле Friendship 7.
Старт, запланированный на 16 января, несколько раз переносился в связи с выявленными неполадками и погодными условиями. Но даже после того как астронавт занял место в корабле, наземный персонал продолжал находить и оперативно исправлять неполадки. В общей сложности ожидая старта Джон Гленн провел в кресле «Меркурия» без малого четыре часа, тогда как сам полет продолжался почти пять.
В полете Гленн тщательно описывал свои ощущения. Провел эксперимент с употреблением пищи, проглотив порцию яблочного пюре и таблетку ксилита. Несколько раз ему приходилось вручную корректировать курс корабля. Также беспокойство астронавта и центра управления вызывали показания приборов, свидетельствовавшие о неправильном положении теплозащитного щита и мешка мягкой посадки, оказавшиеся ложными. Всего первый орбитальный астронавт США совершил три витка вокруг планеты, приводнившись в Атлантическом океане близ острова Гранд-Терк всего в 60 километрах от расчетного места посадки.
Несмотря на тот факт, что Советский Союз к февралю 1962 года уже успел отправить на орбиту Юрия Гагарина и Германа Титова, полет Джона Гленна имеет важнейшее значение не только для Соединенных Штатов, но и для мировой космонавтики в целом. Об этом в беседе с корреспондентом «Слово и Дело» рассказал летчик-космонавт, Герой Российской Федерации Андрей Борисенко.
«Это испытание той техники, тех концепций, которые были заложены американскими конструкторами. Не секрет, что инженерные решения любой страны анализируются в других космических агентствах, другими инженерами. И, соответственно, рассматриваются сильные и слабые стороны тех или иных решений. Поэтому полет имел большое значение. Особенно с той точки зрения, что это были первые шаги в космос, когда было много вопросов и мало ответов», — объяснил космонавт.
После приводнения и прохождения всех положенных обследований, длившихся несколько дней, Джон Гленн попал в руки политиков. Новоявленный герой Америки давал интервью, в его честь прошел президентский банкет, а на улицах городов США кортеж с астронавтом встречали толпы местных жителей.
Через три месяца начался «четвертый орбитальный виток» Джона Гленна. Информационное агентство США и НАСА организовали трехмесячное кругосветное путешествие, в ходе которого он посетил более 20 стран, включая все, где размещалась станция слежения НАСА. Вместе с астронавтом специально выделенный военно-транспортный С-130 Hercules, украшенный надписью: «Вокруг света с Friendship 7», возил и космический корабль для экспонирования на выставках.
В отличие от Гагарина, впервые столкнувшегося с «медными трубами», Джон Гленн был готов к свалившейся на него публичности. Собственно, как и другие астронавты, он и до полета появлялся на первых полосах газет, давал интервью и участвовал в телевизионных передачах. Руководство США не делало секрета из личностей первых астронавтов и допускало прессу везде, где только можно.
«Публичность характерна для американцев в любой деятельности. Это не хорошо и не плохо, это их национальная черта. У нас практиковалась другая степень открытости. Но все надо рассматривать в конкретном историческом контексте. И, честно говоря, сейчас, по прошествии 60 лет, сложно сказать, что было более оптимально. И та и другая политика информационной открытости имеет свои плюсы и минусы», — отметил Андрей Борисенко.
К слову, компания General Motors предоставила всем астронавтам первого набора возможность арендовать новенькие Chevrolet Corvette по символической цене один доллар в год. Отказался от этой привилегии только Джон Гленн.
В дальнейшем первый американец на орбите побывал в космосе еще однажды, в 1998 году на шаттле «Дискавери». На тот момент Гленну было уже 77 лет, и он до сих пор носит титул самого пожилого астронавта. Или не носит.
В октябре 2021 года корабль New Shepard от компании Blue Origin Джефа Безоса совершил суборбитальный полет с экипажем, в который вошел 90-летний актер Уильям Шетнер. Корабль поднялся выше 100 километров, что позволяет формально считать участников полета астронавтами. Считаются же таковыми Шепард и Гриссом, летавшие перед Гленном. Однако, как подчеркнул Андрей Борисенко, между первыми полетами американцев в космос и суборбитальным туризмом наших дней есть огромная разница.
«Думаю, нельзя ставить знак равенства между теми полетами и современными суборбитальными туристами. Потому что туристы летают совершенно на другой технике и задачи у них другие. Тогда разница между орбитальным и суборбитальным полетом с точки зрения риска и того объема подготовки, который необходимо было проходить, практически отсутствовала. Тогда астронавты прокладывали для своей страны дорогу в космос. Это была полноценная космическая работа. А сейчас суборбитальный туризм — это развлечение вроде американских горок, только на очень большой высоте. Эти вещи, на мой взгляд, невозможно сравнивать», — резюмировал космонавт.
Полет корабля Friendship 7, состоявшийся 60 лет назад, бесспорно входит в число наиболее важных событий в американской истории. Но и для всего человечества — это значимая веха в освоении космоса. 20 февраля 1962 года мир стал на один маленький шажок ближе к звездам, и сделал его уроженец Огайо, боевой летчик, будущий сенатор США Джон Гленн.