Безос ищет бессмертие. Бизнесмен привлек именитых ученых в проект по борьбе со старением
Основной акционер Amazon и один из богатейших людей мира Джефф Безос, чье состояние оценивается примерно в 166 млрд долларов, запустил проект по борьбе со старением Alto Labs, пишет The Times.
Изначальные вложения в него составят 3 млрд долларов. Однако заявляется, что исследователи будут иметь в своем распоряжении практически неограниченные средства. Они будут выделяться без каких-либо ожиданий результатов, по крайней мере, в ближайшем будущем.
Этот долгосрочный проект фундаментальных исследований идет вразрез с бизнес-стратегией, которая сделала Безоса знаменитым. Он не ожидает возврата инвестиций в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Единственная заявленная им цель: «делать большую науку».
Команда будет состоять из ученых первой величины. Одним из руководителей проекта станет лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 2012 года за работу над плюрипотентными стволовыми клетками Шинья Яманака. Известно, что в работе будет принимать участие биохимик Дженнифер Дудна — также признанная величина в области генной инженерии. Она получила Нобеля совместно с француженкой Эммануэль Шарпантье за разработку «молекулярных ножниц» CRISPR.
В состав руководства также войдут исследователь биоинженерии ферментов Фрэнсис Арнольд, тоже нобелевский лауреат, равно как и Дэвид Балтимор, получивший эту награду за работы по генетике рака и вирусов.
Несмотря на присутствие в проекте маститых ученых, директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии Владимир Хавинсон относится к его перспективам с изрядной долей скепсиса и считает, что он будет мало отличаться от многих уже существующих:
Владимир Хавинсон директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии «То же самое, кстати, объявлял Билл Гейтс — это было несколько лет назад. Очень многие люди, которые имеют определенные деньги, вкладывают в тематику борьбы со старением. Но пока все, что делали раньше, никакого яркого результата не дало. Пусть хоть 100 нобелевских лауреатов соберут, но у каждого из них своя тема, свои достижения. И звание еще ни о чем не говорит. Обычно Нобелевская премия дается за труд жизни, куда люди вкладывают 10, 20, 30 лет жизни. Борьба со старением как таковая, ее изучение идет в лабораториях в разных странах. Я четыре года возглавлял Европейскую ассоциацию геронтологии и гериатрии, которая включает 38 стран. Я объехал почти все институты, мы смотрели, где какие достижения. Кто-то говорит — найти ген долголетия и прочее. Это абсолютная ерунда. Не существует никакого гена долголетия. Существуют группы генов, которые отвечают за те или иные процессы. Группы генов, то есть огромное количество синтеза белков. Поэтому старение — это процесс многоплановый, многоуровневый. И решить его так просто невозможно. Этот стартап ничем не отличается от многих других, которые делаются в различных областях медицины и биологии. А то, что 3 млрд выделяется, — да хоть 100 [млрд]. Это не имеет никакого значения».
Те, кто приветствуют создание проекта Джеффа Безоса, надеются, что даже если максимальной цели, то есть полной регенерации всех клеток тела для достижения вечной жизни, добиться не удастся, то его реализация может породить новые технологии, которые позволят лечить огромное количество заболеваний.