Cамокатам вставят палки в колёса

Власти Северной столицы договорились с городскими сервисами аренды электросамокатов об ограничениях по скорости и парковке для этих средств передвижения. Пока соглашение устное, до конца мая рабочая группа при комитете по транспорту города должна выработать шаги по реализации договорённостей, рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Смольного. Депутаты и сенаторы не исключили, что питерский опыт может пригодиться при подготовке федеральных предложений по регулированию этой отрасли.

Cамокатам вставят палки в колёса
© Парламентская газета

Поменяют настройки

Для одного из крупнейших и туристически привлекательных городов России проблема снующих по тротуарам скоростных электросамокатов и их хаотичной парковки, мешающей пешеходам, в последнее время стала особенно острой. 11 мая транспортный комитет Санкт-Петербурга провёл специальное заседание с участниками рынка арендных самокатов, где стороны условились ограничить скорость движения арендных самокатов по городу до 15 километров в час. Кроме того, решено ввести запрет на парковку самокатов у станций метро и остановок общественного транспорта.

Как рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе городского комитета по транспорту, договорённости с представителями кикшеринговых компаний устные. То есть хотя они и обозначены в протоколе совещания, но, по сути, являются рекомендациями.

«Поскольку нормативного регулирования движения самокатов по городу пока нет, не внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, контроль за выполнением договорённостей будет осуществляться в рамках заседаний рабочей группы при комитете по транспорту», — пояснили в пресс-службе.

В состав группы войдут представители Заксобрания и администрации Санкт-Петербурга, районных властей, ГИБДД, а также кикшеринга и велообщественности. Первое заседание запланировано на конец мая.

Ключевой момент: согласно договорённостям, контролировать ограничение скорости движения самокатов будут сами сервисы аренды с помощью программного обеспечения. Также в мобильных приложениях пользователей должны появиться предупреждения о скоростных ограничениях, нарушителям же станут блокировать аккаунты.

По мнению члена комитета по законодательству Заксобрания Санкт-Петербурга Алексея Цивилёва, этот договор напоминает соглашение о водяном перемирии из «Книги джунглей», когда все звери вроде бы договариваются, но потом никто это перемирие не соблюдает.

«К примеру, сервис с жёлтыми электросамокатами сам себе ограничит скорость, а компания с красной техникой — нет, это же всего лишь рекомендации. Очень быстро клиенты кикшеринга поймут, что ездить на жёлтых невыгодно: время в пути увеличивается, а вместе с ним и цена. Чтобы не прогореть, социально ответственная компания вынуждена будет это «перемирие» также нарушить», — полагает он.

Депутат также предположил, что если скоростные ограничения и введут, то не раньше июня. «Те компании, которые на совещании 11 мая говорили, что снизят скорость своих самокатов уже на следующий день, сейчас, прикинув, видимо, риски, говорят, что не могут это сделать технически. Очевидно, они будут выжидать и оценивать шаги конкурентов», — пояснил Цивилёв.

На самом деле у большинства шеринговых компаний электросамокатов уже стоит заводское ограничение в 25 километров в час и снизить этот порог вполне возможно, рассказал «Парламентской газете» координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.

«Технически всё возможно. Просто нужно перепрограммировать колёсное устройство, установив ограничение, — пояснил эксперт. — Возможно, где-то придётся связаться с производителем, чтобы он «разлочил» доступ к электронной начинке самоката. Однако многие сервисы не захотят это делать, так как при ограничении скорости 15 километров в час такой транспорт будет напоминать детскую игрушку, что отвадит значительную часть клиентов».

Всё же пользователи зачастую берут самокаты, чтобы погонять, быстро добраться куда-либо, особенно вечером. В противном случае они вновь пересядут на автомобили.

«Думаю, что кикшеринговые сервисы придут к какому-то компромиссу, например ограничив скорость своих самокатов до 20 километров в час», — предположил Пётр Шкуматов.

Питер и далее везде

Инициатива властей Санкт-Петербурга — это объективная необходимость, чтобы разрулить ситуацию, которая в настоящий момент не урегулирована на федеральном уровне, считает зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.

«Такие полномочия у региональных властей есть, поэтому такие решения можно только приветствовать, — отметил депутат. — С другой стороны, я не понимаю, кто будет контролировать исполнения тех правил, о которых договорились стороны. Также непонятно, как регулировать движение граждан с собственными средствами передвижения».

Парламентарий предложил посмотреть, как эта практика будет реализована в Санкт-Петербурге. «С учётом увеличения количества средств индивидуальной мобильности, конечно, этот вопрос надо регулировать, и мы об этом неоднократно говорим. Возможно, опыт Северной столицы возьмут на вооружение другие субъекты России», — допустил депутат.

Не исключил, что регулирование использования электросамокатов может появиться на федеральном уровне и сенатор Александр Башкин. По его мнению, ограничение скорости самокатов — абсолютно правильная и необходимая людям мера, которая позволит остановить рост травматизма как пешеходов, так и самих владельцев этих средств, приводит его слова РИА «Новости».

В аналитическом обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД в апреле сообщалось, что количество ДТП с использованием гироскутеров, сегвеев, моноколёс и электросамокатов в России в 2020 году возросло в три раза. В прошлом году с их участием произошло 331 ДТП (+182,9 процента), в котором погибли шесть (+50 процентов) и были ранены 347 (+184,4 процента) человек, отмечается в бюллетене.

Права на самокат

Эксперты сходятся во мнении, что без федерального регулирования навести порядок в быстрорастущем сегменте новомодного транспорта невозможно. Уговоры и договоры дают сомнительный и кратковременный эффект. При этом даже легализовать электросамокаты в ПДД оказалось не такой простой задачей.

Проект изменений в ПДД, предложенный Минтрансом, обсуждали год, но до сих пор ни к чему не пришли. Разработанные ведомством поправки предполагали ряд ограничений для владельцев средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, гироскутеров, моноколёс и даже роликовых коньков.

Согласно документу, дети младше семи лет могли использовать СИМ только в сопровождении взрослых — на тротуарах и пешеходных дорожках. Подросткам до 14 лет разрешалось кататься в этих местах без сопровождения, а тем, кто старше, при отсутствии велодорожек и тротуаров было позволено выезжать на обочину при условии, что мобильное средство обладает тормозами, фонарём и светоотражателями. Кроме того, при совместном движении с пешеходами запрещалось разгоняться быстрее 20 километров в час. Также планировалось ввести специальные дорожные знаки.

Как рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Минтранса, сейчас ведомство поставило на паузу работу над проектом, ожидая предложений от ГИБДД.

В апреле в Общественной палате подготовили свою черновую редакцию поправок в ПДД и рассчитывают, что эти предложения также попадут в итоговую версию многострадального проекта Минтранса.

Во-первых, предлагается определить электросамокаты и велосипеды с электрическим мотором в разряд транспортных средств и приравнять к мопедам. А статус мопеда уже не даст обладателям электросамокатов возможности гонять по тротуарам. Им нужно будет и водительское удостоверение получать категории М, и кататься только по краю проезжей части, и только в трезвом виде.

Второе предложение — упростить процедуру получения водительского удостоверения категории М. Сегодня такие права можно получить с 16 лет. Однако ни одна российская автошкола сейчас не учит водителей мопедов. Дело в том, что первичная категория автоматически открывается при получении любой другой категории, в том числе самой распространённой — В (легковые автомобили). В Общественной палате полагают, что в итоге курс подготовки самокатчика выходит слишком дорогим и сложным. Там предложили убрать из экзамена на категорию М практическую часть и установить стоимость обучения не выше трёх тысяч рублей.

Как рассказал «Парламентской газете» зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Александр Холодов, предложения уже отправлены в региональные общественные палаты, ГИБДД, Минтранс.

«Наш подход глобально ни у кого отторжения не вызывает, и мы считаем его самым компромиссным. Мы предусмотрели и вопросы обеспечения безопасности, и соблюдение интересов как обычных владельцев электросамокатов, так и кикшеринговых сервисов», — заверил Александр Холодов.

ДТП с участием электросамокатов и гироскутеров

= 2018 год — 39 (40 человек ранены)

= 2019 год — 40 (39 человек ранены, 2 погибли). 

= 2020 год — 331 (6 человек погибли)

Источник: ГИБДД

* За 6 месяцев.