Инвестор Антон Гопка — о стартапах, таблетке от коронавируса и победе над раком
Антон Гопка — венчурный инвестор и предприниматель, сооснователь и генеральный партнер управляющей компании ATEM Capital, которая инвестирует в глобальный сектор Life Sciences.
До компании АТЕМ Антон Гопка занимал пост управляющего партнера биотехнологического фонда Восточной Европы — стратегического партнерства Роснано и американского фонда Domain Associates общим объемом 760 млн долларов. Плюс ко всему он является членом консультационного комитета Национального института рака США (National Cancer Institute). Свой опыт и знания Гопка передает студентам петербургского Университета ИТМО.
— Расскажите о своей деятельности на базе ИТМО — чем занимаетесь, сколько стартапов выпускаете ежегодно?
— У нас две задачи. Во-первых, обеспечить глобальное конкурентоспособное образование в области технологического лидерства, чтобы наши студенты становились либо предпринимателями, либо возглавляли инновационные блоки в крупных корпорациях.
Вторая задача — добиться того, чтобы российские проекты выходили на мировой рынок, выигрывали конкуренцию и смогли бы коммерциализировать российскую науку. Российская наука не отстает от мировой, но, к сожалению, у нас создается мало стартапов.
Наш университет стал федеральным оператором программы «Стартап как диплом». Мы стараемся, чтобы, с одной стороны, любой человек, у которого есть проект, мог в этом поучаствовать, а, с другой стороны, нам важно, чтобы стартапы были наукоемкие, а не примитивные. Наши проекты — это виртуальная реальность, печатная электроника, химический анализ, использование искусственного интеллекта.
После запуска программы «Стартап как диплом» несколько лет назад, мы выпускали по 3–5 проектов в год. Позднее мы сделали регламент, в котором прописаны все нюансы, согласовали его с министерством науки и высшего образования, потом интегрировали в десятки вузов по России, став федеральным оператором. И произошел рост проектов в десятки раз. На данный момент в работе 150 проектов. Все они технологически сложные и помогают студентам освоить многогранные направления.
Специально для программы «Стартап как диплом» в нашем университете была создана своя комиссия. Экзамены принимают бизнесмены и инвесторы, а не академические люди. У нас нет иерархии со студентами.
— Какие глобальные тренды сегодня отслеживаются на рынке?
— Глобальные тренды совпадают с глобальными целями устойчивого развития. Для меня принципиально, чтобы все проекты, которыми мы занимаемся, решали критические задачи. Проект, который что-то улучшает или «Nice to have» — нас не интересует. Важно, чтобы он помогал бороться с голодом, болезнями или помогал человеку реализоваться.
С точки зрения технологических проектов, наш университет является абсолютным лидером в области IT-технологий. Сейчас везде проникает «цифра» и сливается с биотехом, это и есть глобальный тренд — биоинформатика, биоинженерия, искусственный интеллект.
Если говорить о «цифре» — это распознавание поз, считывание сигналов из мозга. Life Science — все, что касается нейробиологии, биохимии, биофизики.
Развивается и обработка информации с помощью искусственного интеллекта — появляются совершенно новые знания. Сейчас можно собрать большие данные, создать миллион экспериментов одновременно. Возможно запустить виртуальные эксперименты — обучить машины и обнаружить какие-то сигналы, которые мы как люди не в состоянии заметить. И на базе этого выстроить новые гипотезы и решения.
— Проекты ваших студентов ориентированы на российский или международный рынок?
— Проекты наших студентов ориентированы на весь рынок, включая Россию. Существуют стартапы, которые проще запустить на территории страны. Плюс, в РФ у нас есть партнеры, например, «Газпром Нефть», поэтому проще интегрировать проекты в российские компании, чем в международные.
Мы запускаем стартапы в России, но перед нами стоит задача — их конкурентоспособность на глобальном рынке. Наша цель на базе университета — увеличить количество проектов. Государство ставит аналогичную задачу — рост высокотехнологического экспорта.
Важно понимать, что в России многие вещи можно сделать дешевле, чем пытаться их сразу, например, производить в США. Поэтому мы стараемся выстроить что-то интеллектуальное с высокой долей добавленной стоимости и выйти сначала на рынки СНГ, Китая, Европы, а потом и США.
— Расскажите про вашу деятельность в консультационном совете Национального института рака США. Существуют ли какие-то продвижения, проекты по борьбе с онкологией?
— В рамках института рака США я просматриваю свежие проекты — это чем-то напоминает российский инновационный центр «Сколково». При анализе проектов всем инвесторам задают один и тот же вопрос: «Это излечение от онкологии или вещь, которая просто помогает или продлевает жизнь?». И примерно 80% проектов — это попытки излечения рака.
Если бы в мире боролись с онкологией, как с коронавирусом — следили за графиками, статистикой — то излечили бы рак за 5 лет. Не все виды рака сразу, но постепенно. На онкологические заболевания идут 30% всех инвестиций в мире. В этом вопросе я оптимистичен и считаю, что через 5–10 лет будут излечиваться один вид рака за другим.
Разработки, которые были получены при борьбе с коронавирусом, помогут в этом вопросе. Так, с помощью вакцины мы тренируем иммунитет на распознавание инфицированных клеток, чтобы заранее вывести их из организма. Аналогичным образом реально натренировать организм и на раковые антитела. Проблема заключается в том, что раковые клетки маскируются под здоровые, поэтому их сложно распознать. Но в мире ищутся препараты, которые будут способны справиться с этой задачей.
— По каким принципам вы выбираете проекты для инвестиций?
— В этом вопросе я опираюсь на три важных критерия. Во-первых, это должна быть дифференцированная, очень специфическая технология, которую сложно повторить.
Второе — защита интеллектуальной собственности. Она должна быть безупречной и в идеале блокировать определенную технологическую нишу.
Третье — абсолютная необходимость рынку. Моя особенность — я не инвестирую в те проекты, которые что-то улучшают. Я инвестирую только в те проекты, которые предотвращают смерть, трансплантацию или ампутацию.
— Существуют ли проекты, в которые вы инвестировали, и они успешно функционируют на рынке?
— Мне нравится функционирующий проект, который позволяет избавиться от гипергидроза. В действительности это большая проблема, людям с гипергидрозом сложно работать и общаться. Безусловно, чтобы бороться с этой проблемой, делают уколы ботулотоксина, но это лишь временное решение. Стартап был запущен на американском рынке, но позднее мы сделали трансфер этой технологии в Россию.
Кроме того, еще одна наша успешная компания делает препарат от гепатита С, но сейчас перепрофилировалась на коронавирусную инфекцию. Потому что гепатит С и коронавирус — это РНК-вирусы. Они оба атакуют РНК-зависимую РНК-полимеразу — это такая молекула, которой нет в организме человека. Поэтому, если создать таблетку, которая будет блокировать РНК-зависимую РНК-полимеразу, то вирус больше не сможет размножаться. Мы надеемся, что эта технология сработает и запустится. В современных условиях препараты по коронавирусу одобряют быстро, поэтому возможно, во второй половине этого года наша технология будет запущена.
— Рынок стартапов в США и России сильно отличается. Как сделать такой проект, чтобы он был применим и на российском, и на зарубежном рынках?
— Простых проектов очень много, и выигрывает тот, как правило, у кого больше финансирование. Поэтому, если вы делаете очередной «Uber» или другую компанию, то вы не сможете быть конкурентоспособным в глобальном рынке. Там существуют свои компании, и у них гораздо больше финансирование. Мой совет — сконцентрироваться на сложных технологиях, которые трудно повторить. И вы даже с небольшой инвестицией сможете сделать то, что изменит мир.
Я считаю, что Россия в глобальном распределении труда должна взять на себя именно наукоемкие, сложные проекты. Потому что в США вы придумаете безумный проект и все равно найдете финансирование. У нас накоплен огромный научный потенциал в российских университетах, который сейчас не используется.
— Какие бы три совета вы дали начинающему стартаперу?
— Нужно мечтать о чем-то большом. Я бы посоветовал пробовать что-то очень сложное. Второе — пробуйте то, что вы любите. Никогда не получится сделать что-то с первого раза, поэтому, если вы не горите своим делом, то бросите его. Последнее — не бойтесь ничего. Ошибки и препятствия непременно будут, но вы их преодолеете.
«Слово и Дело» благодарит Антона Гопку за интересный, познавательный и честный диалог.