Телескоп Chandra помог объяснить «неубегание» кислорода из Галактики

Журнал Physical Review Letters опубликовал новые результаты исследований международного коллектива ученых с участием сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Они изучили данные, полученные с помощью американского орбитального рентгеновского телескопа Chandra. Он измерил спектры поглощения межзвездного газа в нашей Галактике с рекордной точностью.

Телескоп Chandra помог объяснить «неубегание» кислорода из Галактики

Специалисты обнаружили ошибку в расчетах скорости межзвездного атомарного кислорода. Скорость движения объектов относительно Земли определяется путем сравнения спектров различных химических элементов галактических объектов с такими же, но полученными в лабораторных условиях.

Теперь астрофизики смогли объяснить, почему кислород не покидает Галактику.

«

Мы подправили значения всех рентгеновских линий в атомарном кислороде в четвертой значащей цифре. Некоторые могут подумать, что четвертый знак – это мелочь и неинтересно, однако мы видим, что даже такая маленькая ошибка может привести к серьезным астрофизическим проблемам. Именно из таких результатов складывается научный прогресс. Шаг за шагом мы избавляемся от ошибок»

, – сказал главный научный сотрудник отделения Центра перспективных исследований СПбПУ Владимир Ерохин.

Измерения, проводимые ранее, показали, что скорость межзвездного атомарного кислорода составляет 340 километров в секунду. Это намного выше, чем скорость движения других межзвездных газов. Этого вполне достаточно для того, чтобы часть межзвездного кислорода со временем покинула Галактику. Но он не уходил.

В новой работе международная группа ученых провела высокоточное измерение рентгеновских линий поглощения атомарного кислорода. В результате выяснилось, что имеющиеся литературные данные для лабораторных рентгеновских линий поглощения кислорода были смещены на 0,45 эВ. После их исправления скорость межзвездного кислорода уменьшилась на 250 километров в секунду. Так и выяснилось, почему кислород не покидает Галактику.