Компания «НПО Петровакс Фарм», входящая в холдинг «Интеррос» Владимира Потанина, 3 ноября подало заявку на регистрацию вакцины для профилактики COVID-19. Это следует из данных государственного реестра лекарственных средств, пишет газета «Коммерсантъ».
Разработчик вакцины — китайская CanSino Biologics. «Конвидецию» планируется выпускать в Подольске. Препарат проходит третью фазу клинических испытаний на 750 пациентах. Сейчас в России третью фазу также проходит первая российская вакцина «Спутник V», разработанная Центром имени Гамалеи. Промежуточные результаты могут появиться уже в ноябре. Кроме того, в ближайшее время должна начаться третья фаза испытаний еще одного препарата — «ЭпиВакКорона» Центра «Вектор». Также разработки своей вакцины ведутся в Центре имени Чумакова. Почему выбор пал на китайскую вакцину, рассуждает вирусолог, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альтштейн.
— Все вакцины Китай разработал первый, раньше всех, но столкнулся с одной небольшой проблемой: у них не было уже эпидемии. Если нет эпидемии, вы вакцину не испытаете. На безопасность можно испытывать, конечно, на здоровых людях просто, а на эффективность ее уже испытать нельзя, потому что больных нет. Поэтому они пошли в разные страны проверять свою вакцину.
— Для чего разные вакцины?
— Их на самом деле предложено намного больше 100, и среди прорвавшихся вперед около десятка вакцин, которые уже испытываются, уже в третьей фазе, потому что мы не имеем сегодня ни одной вакцины, про которую мы можем твердо сказать, что она эффективна. Мало же сделать эффективную вакцину, ее нужно произвести в большом количестве, иначе на эпидемию она не повлияет. Вакцина Гамалеи — первая сделанная в России. Производство ее начато, и, может быть, к Новому году будет уже миллион доз, может быть, даже больше, но это тоже недостаточно. Она введена уже тысячам людей, никаких серьезных осложнений нет — подъем температуры на несколько часов, и то не у всех, — это же не такое страшное дело. Все разработчики вакцин имеют право на то, чтобы их вакцину рассмотрели, и если приняли, что ее нужно испытывать, то ее испытывают. Дело в том, что перейти в третью фазу просто так по собственному желанию невозможно, потому что это очень большое исследование.
На минувшей неделе СМИ публиковали рассказ одного из добровольцев, испытывающих вакцину «Спутник V», — режиссера и продюсера Андрея Василенко. Он жаловался на повышение температуры до 40 градусов и боли в сердце. В своем Facebook он написал, что считает это поствакцинальной реакцией. Однако Департамент здравоохранения Москвы заявил, что симптомы не связаны с прививкой.
Эксперты оценивают потребность в вакцине от COVID-19 на уровне 70 млн доз в год, а объем рынка — не менее чем в 70 млрд руб.