«Пойти на риск»: зачем России восстанавливать плавучий космодром «Морской старт»

На форуме «Армия-2020» вице-премьер заявил о восстановлении проекта плавучего космодрома, предварительно оценив процедуру в 35 миллиардов рублей, пишут СМИ. «Вечерняя Москва» выяснила, в чем уникальность проекта и какие структуры смогли бы его реализовать.

«Пойти на риск»: зачем России восстанавливать плавучий космодром «Морской старт»
© Вечерняя Москва

Реализация идеи стартовой площадки для запуска космических аппаратов в открытом море была начата в 1995-м году, вместе с созданием («Морской старт»), в который вошли компании из , , и примерно в равных долях, а в 1999-м году был осуществлен первый пуск. К слову, это не первая попытка создания космодрома на воде. Пионерами в этом были итальянцы, с 1960-х по 1980-е эксплуатировавшие у берегов платформу «Сан-Марко».

Видео дня

Выгодные запуски с экватора

Как рассказал «ВМ» ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук Натан Эйсмонт, в случае с «Морским стартом» речь шла именно о пусках с экватора. Поэтому созданный космодром сразу же был перебазирован к атоллам вблизи на нулевой параллели, что могло дать существенную экономию при запусках спутников на геостационарную орбиту.

– Если мы располагаем космодромом на экваторе, то мы можем наиболее эффективным способом запустить аппарат на экваториальную орбиту, а эта орбита геостационарная, высотой 36 тысяч километров над поверхностью Земли. Наша страна таких точек на своей территории не имеет. Самые южные точки у нас на широте 38 градусов. Для того, чтобы с территории России запускать на экваториальную орбиту, приходится дополнительно тратить топливо. Если привести цифровые значения в масштабах выводимой массы космического аппарата, которую мы доставляем на орбиту, то это потери почти половины полезной нагрузки, – отметил эксперт.

Действительно, самый известный отечественный космодром «Байконур», арендуемый Россией у Казахстана, находится на 45-й параллели, тогда как космодромы и во Флориде расположены гораздо южнее.

Перераспределение ролей

В рамках проекта «Морской старт» не планировалось запускать пилотируемые миссии в космос. Весь комплекс, включающий платформу для пуска и судно обеспечения, был изначально создан и предназначен для использования ракет семейства «Зенит», способных обеспечить доставку на высокую орбиту телекоммуникационных спутников, метеоспутников и т.д.

Однако ближе к 2010-му году компания Sea Launch оказалась на грани банкротства, поскольку проект не приносил ожидаемой коммерческой выгоды. Но закрывать его окончательно не стали, отдав главную роль в нем российской . А в 2014-15 годах на судьбу «Морского старта» повлияла ситуация в Украине, вызвавшая прекращение военно-технического сотрудничества с Россией. Поскольку ракеты «Зенит» производились , их уже нельзя было использовать в проекте. В результате пуски с плавучего космодрома прекратились, и спустя несколько лет его приобрела группа компаний S7 .

Сложности частного космоса

Поначалу у новых владельцев были в отношении уникального сооружения грандиозные планы, однако в апреле 2020 года проект решили заморозить «до лучших времен». Летом появилась информация о возможности продажи «Морского старта» структурам , но сделка пока не совершена.

Как считает Натан Эйсмонт, несмотря на довольно серьезный спрос на запуск космических аппаратов, подобный проект трудно реализовать частному бизнесу, поскольку высок уровень изначальных трат.

– Владислав Филев, возможно, рассчитывал на возврат в проект украинцев, но это странно, если он был таким оптимистом. Другой вариант – разработать новую ракету, но это в любом случае произойдет не завтра и даже не в ближайшие годы. Мало разработки, нужно все еще испытать до уровня приемлемых рисков. Это недешевое занятие, тем более для предпринимателя, который хочет как-то вернуть средства. Для государства это тоже дорого, но у него больше возможностей решиться на более высокий уровень риска, – резюмировал эксперт.

Как сообщили РИА Новости, кто будет оператором плавучего космодрома в случае его возрождения, пока неясно. Но не исключено, что по аналогии с международным в прошлом, в настоящем появится российский консорциум в составе «Росатома», S7 Group, , банков и различных институтов развития. Структура будет заточена на коммерциализацию проекта.

Читайте также: Офицер объяснил, почему «неуязвимый» ракетный поезд «Баргузин» поставлен на запасной путь