Войти в почту

«Луна-25» и РД-180 окажут косвенное влияние на развитие российской космонавтики

Ситуация вокруг «Луны-25» и двигателей РД-180 демонстрирует современное положение дел в российской космонавтике, считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. «Луна-25» является долгосрочным проектом В Роскосмосе сообщили, что запуск российской автоматической межпланентной станции «Луна-25» запланирован на осень 2021 года. Ранее этот проект носил название «Луна-Глоб», но в 2013 году был переименован в «Луна-25». Это было сделано для того, чтобы сохранить преемственность с советской программой исследования Луны, которая прекратилась в 1976 году на аппарате «Луна-24». «Этот проект лет на 10 отстает от изначального плана. Его начали делать в 2006 году, поэтому четыре года для реализации такого несложного проекта более чем достаточно. Он был нацелен на восстановление знаний и умений посадки на Луну. В свое время, начиная с семидесятых годов, мы сажали на Луну большие и мощные лаборатории – это была «Луна-16» с взятием грунта, «Луна-17» с луноходом, но на сегодняшний день данные технологии нами утеряны и их нужно восстанавливать», - заключает Моисеев. Этот проект должен был запускаться в 2014 году, но за несколько лет до этого пуск был перенесен из-за смены ракетоносителя с «Союза» на российско-украинский «Зенит» по технологическим причинам. Затем отпечаток оставила неудача с запуском межпланетной станции «Фобос-Грунт» в 2021 году. После этого запуск «Луны-Глоб» перенесли на 2015 год. В 2013 году был подписан контракт на производство «Луны-25» и следующих миссий «Луна-26» и «Луна-27». «Луна-26» и «Луна-27» являются сдвоенными аппаратами, один из которых должен осуществлять работу на поверхности, а второй – на орбите спутника. «В то время, когда упал «Фобос-Грунт», было решено часть разработок, которые оказались не использованными, применить при создании «Луны-25». Для НПО им. Лавочкина главной задачей является восстановление навыков посадки на Луну», - констатирует Моисеев. По словам Ивана Михайловича, проект затянулся, хотя станция является небольшой и уступает по размерам аппаратам серии «Луна». Нельзя сравнивать и стоимость лунных проектов, в которые они обходятся сейчас и в семидесятые годы. У СССР были совершенно другие материальные возможности, чем сегодня у России, когда Роскосмос вынужден постоянно искать ресурсы. «Такие страны как Китай и Индия сегодня вовсю исследуют Луну и получают новые научные результаты всемирного значения, а у нас пока только планируют возвратиться к этому вопросу в виде первого такого проекта «Луна-25», - резюмирует Моисеев. «Луна-25» является предтечей лунной базы Благодаря президенту США Трампу, который недавно решил национализировать лунную поверхность и даже угрожал выйти из Договора по космосу 1967 года, данная тематика приобрела новый колорит. МИД РФ несколько раз выступил по этому вопросу и даже отправил в США согласие на совместную работу по лунной орбитальной станции. Данный проект является следующим шагом по развитию космической инфраструктуры человечества и имеет смысл его реализовывать силами всех развитых страны. Пока не понятно, как будет происходить это сотрудничество и какой здесь будет роль России. «Перед нами современная тенденция. В эту половину века произойдет переход от изучения Луны, когда земной спутник исследуется как научный объект, к ее практическому использованию. Для этого необходимо создание базы на Луне, а это планируется на пятидесятые годы будущего года, но начать строительство можно и раньше – например, в тридцатые годы», - заключает Моисеев. Для создания базы надо провести массированное исследование поверхности Луны, в первую очередь на предмет поиска льда. «Это уже будет новый этап в исследовании Луны – переход от научных исследований к ее практическому освоению», - констатирует Моисеев. Проекты вроде «Луна-25» можно оценивать в качестве научного обеспечения будущего строительства лунной базы. Российская космонавтика теряет прибыль Показательной является новость о том, что компания Blue Origin создала двигатели BE-4, которые после 2023-2024 заменят российские РД-180 на ракетоносителе Atlas-V. Этот проект приносил российскому НПО «Энергомаш» порядка 300 млн долларов ежегодно. «Данный контракт просто завершится после своего успешного выполнения. Он мог реализовываться дальше, но этого не случилось, поскольку это соглашение приносило половину доходов в бюджет НПО «Энергомаш», - резюмирует Моисеев. НПО «Энергомаш» является не только ведущим предприятием, но и единственным, которое может производить двигатели первой ступени. «По российской космонавтике – это косвенный удар. До этого были вещи посерьезней, когда нас вытеснили с мирового космического рынка. 500 млн долларов был постоянный доход от запусков станций на геостационарную орбиту – у нас таких контрактов больше нет и не предвидится, если не брать какие-то единичные соглашения», - заключает Моисеев. После запуска компанией SpaceX астронавтов к МКС у нас заканчиваются контракты по запуску людей, а это также 500 млн долларов. «Договор по двигателям в этом ряду намного меньше. Его не продлили, но это предсказывалось», - констатирует Моисеев.

«Луна-25» и РД-180 окажут косвенное влияние на развитие российской космонавтики
© ФБА "Экономика сегодня"