Учёные воссоздали миниатюрные копии мозга и других органов неандертальцев

В опыте приняли участие учёные из Германии, Швейцарии и Эстонии. Целью опубликованного в журнале Stem Cell Reports исследования оказалось изучение работы генов неандертальцев. Известно, что некоторые вариации неандертальских генов были унаследованы практически в первозданном виде жителями Северной Европы. В стволовых клетках современных людей часто встречаются такие гены Homo neanderthalensis, связанные с цветом кожи и волос. Учёные решили использовать эти стволовые клетки для изучения влияния унаследованных участков ДНК на развитие мозга человека, что в перспективе позволит узнать больше о генетических различиях между Homo neanderthalensis и Homo sapiens. Палеогенетики из трёх стран использовали образцы подобных стволовых клеток для выращивания органоидов – миниатюрных подобий различных органов, и проследили за тем, как эти образцы росли и развивались. В список выращенных учёными органоидов вошли копии мозга, в клетках которых были неандертальские версии гена BNC2, отвечающего за цвет кожи, а также рецепторы из семейств TLR и OAS – они отвечают за работу врожденного иммунитета. В результате опыта учёные проследили за изменениями в активности около 535 генов, связанных с элементами неандертальского генома в ДНК клеток этих органоидов. В перспективе исследователи планируют провести схожие опыты со стволовыми клетками жителей других регионов Земли, имеющих в своём ДНК следы генома предков человека. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Учёные воссоздали миниатюрные копии мозга и других органов неандертальцев