Ультрафиолетовый источник рентгеновского излучения UGC 6456 ULX детально исследован

Российские астрономы провели детальное исследование одного из источников ультрафиолетового излучения (ULX) в галактике UGC 6456. Результаты исследования, представленные в статье опубликованной 20 ноября на arXiv позволяют предположить, что этот источник, обозначенный как UGC 6456 ULX, является одним из самых ярких известных ULX в оптическом диапазоне. ULX - это точечные источники на небе, которые настолько ярки в рентгеновских лучах, что каждый из них излучает больше излучения, чем 1 миллион солнц на всех длинах волн. Они менее ярки, чем активные галактические ядра, но более устойчивы, чем любой известный звездный процесс. Хотя были проведены многочисленные исследования ULX, основная природа этих источников до сих пор остается нерешенной. На расстоянии около 14,8 миллионов световых лет UGC 6456 является одной из ближайших голубых компактных карликовых галактик. Она содержит UGC 6456 ULX - временный источник, недостаточно изученный, свойства которого остаются нераскрытыми. Теперь группа астрономов во главе с Александром Винокуровым из Специальной астрофизической обсерватории в Нижнем Архызе, Россия, сообщает о новом исследовании UGC 6456 ULX, которое идентифицировало оптический аналог этого ULX и пролило больше света на параметры этого источника. Исследование основывалось главным образом на анализе архивных изображений UGC 6456 ULX, полученных с помощью рентгеновской обсерватории Чандра и космического телескопа Хаббл (HST). «Мы представляем предварительные результаты исследования ультрафиолетового источника рентгеновского излучения UGC 6456 ULX. Чтобы идентифицировать оптический аналог UGC 6456 ULX, мы использовали архивные снимки от Chandra X-Ray Observatory и HST», - написали астрономы в статье. Согласно исследованию, UGC 6456 ULX демонстрирует изменения светимости более чем на два порядка при пиковом значении в 17 дециллион (число с 33 нулями) эрг, в диапазоне энергий 0,3–8 кэВ (1кэВ = 1000 эВ – электронвольт). Абсолютная величина этого источника в ярком состоянии превышает - 7,6 кэВ, что делает его одним из самых ярких ULX в оптическом диапазоне на данный момент. Исследование показало, что UGC 6456 ULX демонстрирует высокую оптическую и рентгеновскую изменчивость, однако природа такого поведения является неопределенной и требует дальнейших исследований. Астрономы отметили, что переменность этого источника имеет амплитуду, аналогичную наблюдаемой в NGC 7793 P13 - хорошо изученном ULX с нейтронной звездой. Кроме того, в исследовании сообщается о корреляции (статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин) между оптическими и рентгеновскими потоками в UGC 6456 ULX. Это может свидетельствовать о том, что оптическое излучение от этого источника производится путем повторной обработки рентгеновских лучей во внешних частях оптически плотного ветра. По мнению исследователей, обнаружение широких и переменных линий эмиссии водорода, а также гелия поддерживает сценарий сильного ветра, идущего от сверхкритического аккреционного диска. "Существование такого ветра подтверждается наличием в оптических спектрах широких линий эмиссии водорода и гелия, характерных для всех спектроскопически исследованных ULXs", - заключили авторы статьи.