Google создала самый мощный в мире квантовый компьютер, но пока его скрывает

Москва, 23 сентября - "Вести.Экономика" Google создала самый мощный в мире квантовый компьютер, способный на порядки быстрее проводить вычисления, чем Summit от IBM, считающийся мощнейшим в мире суперкомпьютером, сообщает Financial Times. Доклад о том, что в Google создали самый мощный квантовый компьютер, появился на сайте Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), но затем почему-то информация была удалена. Журналисты Financial Times успели изучить документ. В материале утверждается, что в Google создали компьютер, который совершил расчет за три минуты и 20 секунд. Сегодня самый мощный в мире компьютер Summit может осуществить подобную операцию за десять тысяч лет. Исследователи отмечают, что пока речь не идёт о коммерческих перспективах их разработки, Отмечено, что потребуются годы, прежде чем квантовые компьютеры можно будет использовать для решения прикладных задач. «Насколько нам известно, проведенный эксперимент представляет первое вычисление, которое может быть выполнено только на квантовом процессоре», — цитирует доклад Financial Times. Там же говорится, что «такое серьезное ускорение по сравнению с известными классическими алгоритмами обеспечивает экспериментальную реализацию квантового превосходства в вычислительной задаче». Газета пишет, что разработчики Google назвали свой компьютер «важной вехой на пути к полномасштабному квантовому вычислительному процессу», и предсказали, что увеличение мощи квантовых компьютеров в разы превысит показатели прогрессии, фигурирующей в законе Гордона Мура. Директор по квантовому оборудованию Intel Джеймс Кларк отметил в беседе с Gizmodo, что разработка Google стала важным событием в развитии квантовой вычислительной техники. "Недавнее заявление Google о достижении квантового превосходства - это значимое событие, мы продолжаем раскрывать потенциал квантовых вычислений. Достижение коммерчески жизнеспособного квантового компьютера повлечет за собой развитие технологий во многих направлениях", - сообщил Джеймс Кларк. Недавно IBM открыла для всех желающих свою квантовую вычислительную систему, увеличив ее производительность в два раза. Новый компьютер станет самой крупной квантовой системой в коммерческом доступе. В общей сложности там будут работать 14 квантовых компьютеров, в том числе пять 20-кубитных, один 14-кубитный и четыре 5-кубитных. IBM намерена сделать свой 53-кубитный квантовый компьютер доступным для широкого использования онлайн. Это будет самая большая универсальная квантовая система, доступная за пределами лабораторных условий, пишет издание Techspot. Запуск состоится уже в октябре 2019 г. Мощности центра рассчитаны на обслуживание более 150 тыс. пользователей, а также около 80 институтов, исследовательских лабораторий и коммерческих клиентов вроде J.P. Morgan Chase, Mitsubishi Chemical и Mizuho Financial Group. IBM продвигает квантовые вычисления в рамках проекта IBM Quantum Experience через облачный сервис с 2016 г. Другие компании, разрабатывающие квантовые компьютеры, такие как Rigetti Computing и D-Wave, также запустили облачные сервисы. Квантовый компьютер может выполнить задачи, недоступные даже самому мощному суперкомпьютеру. Приход квантовых компьютеров на смену традиционным многие считают неизбежным событием. В последние несколько десятилетий мы наблюдали цифровую революцию, которая в значительной степени движима законом Мура, который гласит, что количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца. Чуть позже появилась разновидность закона, где фигурирует не два года, а 18 месяцев. Это связано уже не с Муром, а с Давидом Хаусом из Intel. По его мнению, производительность процессоров должна удваиваться каждые 18 месяцев из-за одновременного роста как количества транзисторов, так и быстродействия каждого из них. Гордон Мур в 2007 г. заявил, что уже через 10-15 лет дальнейший процесс миниатюризации транзисторов натолкнется на фундаментальные законы физики. При этом г-н Мур сослался на мнение известного британского физика-теоретика Стивена Хокинга, который считал, что фундаментальными пределами развития микроэлектроники является скорость света и атомарное строение материи. Таким образом, выявление нового способа повышения производительности вычислений уже продолжительное время было основной областью изучения. Квантовые вычислительные системы считаются одной из самых перспективных технологий на данный момент. Предполагается, что они станут основой для полноценного искусственного интеллекта, смогут упростить аэрокосмические и военные системы, смоделировать новые материалы и лекарства. Также не исключено, что в будущем квантовые системы смогут улучшить игровые проекты в виртуальной реальности, моделируя любые физические законы в вымышленных мирах. В широком смысле квантовый компьютер — это вычислительное устройство, использующее для передачи и обработки данных явления квантовой механики. Его главное отличие от обычного компьютера — метод предоставления информации. В классическом вычислительном устройстве обработка информации достигается посредством бинарного кода, который обладает двумя базовыми состояниями (нулем и единицей) и может находиться лишь в каком-то конкретном. В свою очередь работа квантового компьютера основана на концепции суперпозиции, а вместо обычных битов применяются кубиты. Благодаря суперпозиции кубит может иметь значения, полученные за счет комбинирования нуля и единицы, так что он может иметь два этих состояния одновременно. Благодаря этому квантовые компьютеры потенциально способны демонстрировать высочайшую производительность в вычислениях. Важной вехой для квантовых технологий считается достижение так называемого квантового превосходства (Quantum supremacy) — способности производить вычисления быстрее классических систем. Хотя технологические гиганты, стартапы и исследовательские лаборатории вложили время и усилия в разработку квантовых компьютеров, сегодня все еще нет массового производства квантовых компьютеров, которые могли бы делать то, чего не может сделать классический компьютер. Индустрия еще не достигла этого порога, поскольку квантовые вычисления все еще находятся на ранней стадии развития. По оценкам экспертов, сейчас это похоже на эру классических компьютеров 1950-х гг.

Google создала самый мощный в мире квантовый компьютер, но пока его скрывает