Зачем Трамп лоббирует «паровые самолётомёты»
Дональд Трамп не в первый раз критикует высокотехнологичные оборонные проекты за слишком высокие цены и сомнительную надёжность. На сей раз в фокус президента США снова попала электромагнитная катапульта EMALS авианосцев типа «Джеральд Р. Форд», призванных в перспективе заменить корабли «Нимиц». По мнению главы Белого дома, эта «игрушка» слишком сложна и ненадёжна для реального боя. В то же время, по мнению экспертов, использование электромагнитных катапульт в будущем может существенно увеличить эффективность авианосных ударных групп США.
Президент США Дональд Трамп сообщил, что в дальнейшем планирует отказаться от использования перспективных электромагнитных катапульт для ВМС США.
Мы тратим много денег на электромагнитные технологии, но никто не знает, как это будет работать в ближайшее время... Я думаю, что отдам распоряжение, чтобы использовались паровые технологии на новых авианосцах, когда мы будем их строить, — заявил Трамп, выступая перед матросами универсального десантного корабля ВМС США Wasp на базе Йокосука в Японии.
По его словам, для группировки американских ВМС в Японии Пентагон в дальнейшем продолжит закупать корабли, оборудованные паровой катапультой. Трамп раскритиковал идею использования электромагнитных конструкций, которые устанавливаются на американские авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» (Gerald R. Ford class).
Это произошло ещё до меня, но мы потратили $900 млн на эти сумасшедшие электрические катапульты. И я спрашиваю — а что не так с паром-то? — сказал американский президент под одобрительные возгласы матросов.
Электромагнитная катапульта Electromagnetic Aircraft Launch System (EMALS) производится компанией General Atomic и установлена на головном авианосце типа «Джеральд Р. Форд». Он был введён в состав ВМС США 31 мая 2017 года и в настоящее время проходит опытные испытания. Планируется, что авианосец водоизмещением более 100 000 тонн заступит на боевое дежурство в 2022 году. При этом в период с 2020 по 2025 годы ВМС планируют ввести в состав ещё два корабля этого типа. Таким образом, если обещание Трампа будет реализовано, эти корабли могут получить старые паровые катапульты C-13.
Трамп не в первый раз критикует EMALS за излишнюю сложность конструкции и высокую стоимость.
Что такое электромагнитная катапульта? Нужно быть Эйнштейном, чтобы в ней разобраться! Сейчас (военные) собираются закупать больше авианосцев, и я спросил у них, какую систему они собираются использовать. Мне ответили: «Сэр, мы предпочитаем электромагнитную». На что я сказал: а вот и нет. Используйте чёртову паровую катапульту — электромагнитная стоит сотни миллионов долларов и никуда не годится! — заявлял американский президент в интервью Time в конце мая 2017-го.
По заявлениям разработчиков, электромагнитная катапульта EMALS позволяет разгонять самолёт более плавно и создаёт щадящие нагрузки на конструкцию летательного аппарата, что позволяет осуществлять взлёты самолётов с корабля каждые 45 секунд, что на 25% чаще, чем на кораблях со стандартной паровой катапультой. Кроме того, современная конструкция электромагнитной катапульты предполагает сокращение численности экипажа, а также даёт возможность запускать с борта авианосца беспилотные летательные аппараты.
Впрочем, аналитики не раз отмечали ненадёжность электромагнитной катапульты. В ходе опытных испытаний EMALS, по некоторым данным, был достигнут относительно низкий показатель в 240 успешных запусков самолётов между критическими отказами техники. Для сравнения, начиная с 1990-х годов, различные модификации паровых катапульт C-13 на авианосцах типа «Нимитц» работали с практически «стопроцентной» надёжностью.
Поскольку речь идёт о новейших сложных технологических разработках, сложно судить о реальной надёжности и реальных перспективах катапульты EMALS, — отмечает News.ru эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. — Любое мнение человека, не причастного к разработкам и испытаниям, будет на уровне предположений.
В то же время Дональд Трамп, не имеющий специального образования, так же вряд ли достаточно глубоко осведомлён в этом вопросе, полагает Барабанов. По мнению эксперта, американский президент может озвучивать чью-либо чужую идею относительно электромагнитных катапульт.
Возможно, в бесполезности новых технологий на американских авианосцах его убедили какие-либо недоброжелатели General Atomic в среде подрядчиков Пентагона. Или, например, кто-то из консервативных высокопоставленных военных, уверенных, что «старая добрая паровая катапульта ещё себя покажет», — предполагает он.
В целом, учитывая финансовые и технологические возможности Пентагона, совершенствование электромагнитных катапульт и последующая установка их на американские авианосцы были бы необходимы ВМС США, считает Барабанов. В дальнейшем эти технологии могут повысить эффективность американских авианосных ударных групп за счёт увеличения частоты боевых вылетов и снижения нагрузки на персонал.