Палеонтологи выяснили, что привело неандертальцев к каннибализму

Шесть неандертальцев, проживающих на территории современной Франции, были съедены своими сородичами около 100 000 лет назад. Свидетельства этого события были обнаружены учеными в пещере Baume Moula-Guercy еще в 1990-х годах. Однако сегодня исследователи, возможно, выяснили причину, почему неандертальцы, в том числе двое детей, стали жертвами каннибализма: глобальное потепление. В то время как в предыдущих работах эксперты старались изучить образ жизни и поведение самих неандертальцев, пытаясь найти доказательства случаям каннибализма, в новом исследовании ученые обнаружили причины, которые заставили наших предков есть себе подобных. По мнению палеонтологов, большую роль здесь мог сыграть меняющийся климат. По мере того, как планета все больше нагревалась, быстрые изменения в местных экосистемах могли уничтожить виды животных, которые служили пищей для неандертальцев, заставляя их искать новые источники насыщения. К такому выводу исследователи пришли после изучения слоя отложений в пещере, известной как Baume Moula-Guercy, расположенной на юго-востоке Франции. Там в ходе раскопок в 1999 году группой ученых было обнаружено 120 костей шести неандертальцев с признаками людоедства. Позже, в 2014 году, другая группа исследователей проанализировала отложения пещеры на глубине 8 метров, разделив их на 19 слоев, связанных с тремя климатическими катаклизмами. Для нового исследования авторы обратили свое внимание на 15 слой илового осадка толщиной около 40 сантиметров. В этом слое уголь и кости животных сохранились настолько хорошо, что ученые смогли восстановить общую картину, произошедшую 120 000-130 000 лет назад. Они обнаружили, что климат в этом районе, вероятно, был даже теплее, чем сегодня, и что переход от холодного засушливого климата к более теплому произошел относительно быстро – возможно, всего за несколько поколений. «Когда животные, некогда населявшие ландшафт, исчезли, некоторые неандертальцы стали есть то, что могли найти – своих соседей», - рассказал соавтор исследования, научный сотрудник Университета Ниццы – Софии Антиполис Эммануэль Дескло. Ученые отметили, что каннибализм не стоит рассматривать как некую особенность, свойственную исключительно неандертальцам. Людоедство практиковалось «от раннего палеолита до бронзового века и далее», сообщили авторы исследования. Таким образом, поведение голодающих неандертальцев в Baume Moula-Guercy надо воспринимать не как «признак недочеловека», а как экстремальную адаптацию к периоду сильного экологического стресса, заключили специалисты. Результаты исследования были опубликованы в Journal of Archaeological Science.

Палеонтологи выяснили, что привело неандертальцев к каннибализму