Запасы крупнейшего в России рудного месторождения могли образоваться в древнем море

ТОМСК, 14 декабря. /ТАСС/. Источником уникальных запасов железной руды в Томской области могли стать образования на дне древнего моря, которое существовало на территории современного Бакчарского месторождения, считают ученые Томского политехнического университета (ТПУ). "Ученые ТПУ и Индийского института технологии ищут ответ на глобальный вопрос: как на крупнейшем в мире Бакчарском месторождении железной руды накапливалось колоссальное количество железа - по самым скромным оценкам, ресурсы месторождения составляют более 25 млрд тонн", - сообщил университет в пятницу. "Исследователи опровергли распространенную теорию о том, что железо в месторождениях такого типа поступало в море с размываемых горных областей древних континентов. По их мнению, источником железа могли стать выбросы растворов, содержащих железо, прорывавшиеся через морское дно", - говорится в сообщении. Исследование проводилось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Новый подход Бакчарское месторождение площадью 16 тыс. км было открыто случайно при разведке нефти в 1960-х годах. Если происхождение его залежей через морское дно подтвердится, это может в целом изменить подход к поиску месторождений железа и связанных с ним запасов свинца и цинка, считают ученые. Они считают, что залежи железа в мелководном теплом море на территории современного Бакчарского месторождения накапливались в период от 90 до 56 млн лет назад. Ученые установили, что в районах древних рек, которые, по первоначальной версии, должны были бы переносить железо, нет промежуточных месторождений, а само месторождение формировалось в конкретной области, несмотря на смещение границ моря. В бакчарской руде обнаружены пузырьки метана - он мог попасть туда благодаря потокам метана, которые вырывались из недр через морское дно, сообщает ТПУ. "Источник железа может быть под самим месторождением. В руде мы обнаружили сульфиды железа, свинца, цинка, серебра, меди, минеральные формы мышьяка, ртути и сульфат бария - эти минералы нестабильны, их не могла принести речная вода, они бы просто растворились при таком путешествии", - цитирует вуз одного из авторов исследования, доцента отделения геологии ТПУ Максима Рудмина. "Также мы установили особенности распределения и отношения ряда редких металлов, которые в других морских железистых осадках на планете наблюдаются в условиях воздействия на них выбросов гидротермальных растворов через морское или океаническое дно", - сообщают исследователи.