Китайские шпионы в каждом смартфоне — американцы начеку

В США забили тревогу: китайские производители электроники Huawei и ZTE занимаются шпионажем. Такие выводы сделали в ФБР и ЦРУ. Можно ли их данные считать истиной?

Китайские шпионы — в каждом смартфоне
© cnews.ru

Китайские шпионы теперь в каждом смартфоне, по крайней мере, этого испугались в США. Американские спецслужбы уличили двух китайских производителей электроники Huawei и ZTE в шпионаже за пользователями. Соответствующие опасения на слушаниях в конгрессе озвучили главы ФБР, ЦРУ и АНБ. Huawei и ZTE популярны и в России. Стоит ли бояться китайских шпионов?

Придется обновлять анекдоты. Теперь, когда пишешь в мессенджере «при встрече расскажу», где-то грустит не только сотрудник ФСБ, но еще и работник Главного разведывательного управления Генерального штаба Народно освободительной армии Китая — для друзей — ГРУ ГШ НОАК. Хотя кому-то рассказы про то, что китайские спецслужбы шпионят за пользователями Huawei и ZTE, покажутся конспирологией, ничего удивительного в такой версии нет.

Максим Эмм, эксперт в области информационной безопасности и технологий:

«Проблема на текущий момент состоит в том, что, так как производители телефонов самостоятельно разрабатывают программное обеспечение, их прошивку, они, безусловно, могут либо сами, либо спецслужбы этих стран туда добавить соответствующие закладки, которые потом сложно будет выявить, поскольку они являются штатной функциональностью системы. Поэтому нельзя сказать, что ZTE или Huawei в этом плане более плохие или более белые и пушистые, чем любые другие китайские компании. Возможно, в отношении них ФБР выявило какие-то факты совершения сбора информации у пользователей и передачей их в Китай. Но, в принципе, то же самое можно сказать и про Apple, и про сам Google, Android там много чего отсылает себе, и про Microsoft. В общем-то, это стандартная проблема, которая есть у любого производителя операционных систем».

С другой стороны, история с Huawei и ZTE что-то до боли напоминает. Например, в прошлом году американские власти открыли целую кампанию против российской Лаборатории Касперского. Ее ПО запретили использовать в госучреждениях США, поскольку антивирусы якобы позволяли российским властям получать доступ к секретным данным. Решение вызвало лавинообразную реакцию и вскоре от продажи продуктов Касперского стали отказываться сети супермаркетов.

При этом дела у Лаборатории в США были едва ли не лучше, чем в России. Все это похоже на протекционизм под личиной заботы о безопасности, отмечает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов:

«Что касается шпионажа, ну, не знаю. Очень сомнительно, на самом деле. Теоретически, наверное, это возможно, что какой-то сервис, система, технология информацию может открыто воровать или передавать третьим лицам. Но серьезные коммерческие компании, к числу которых можно отнести и Huawei, и Лабораторию Касперского и многие другие, вряд ли они будут связываться с подобными штуками. У них основная задача — заработать себе деньги, поэтому вот таким шпионажем как-то не совсем серьезно, на мой взгляд. Скорее, это все-таки не рыночные методы борьбы».

На самом деле, ни первая, ни вторая версия не обязаны исключать друг друга. Вполне возможно, американцы просто решили совместить приятное — давление на иностранный бизнес — с полезным — защитой пользователей.

Роман Ромачев, генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно»:

«Тут как бы две основные причины: первая — это все-таки желание США подавить конкурента в виде Китая — и вторая — это опасения из-за аналогичной истории с самими американцами, поскольку они сами периодически любят шпионить за всеми, и Сноуден нам об этом поведал. Поэтому внедрить небольшой чип, либо программу-закладку, которая шпионила бы за вами через ваш смартфон, в том числе китайский, это не проблема».

Ну, а вообще, уже давным-давно ясно, что истинная privacy — это миф. Кто собирал ваш смартфон, кто программировал приложение, кто держит точку Wi-Fi, кто контролирует операторов связи? Все эти факторы риска нужно учитывать всегда: и когда работаешь с государственной или коммерческой тайной, и когда шлешь кому-то откровенные фотографии, вне зависимости от того, кого в этот раз решили бояться ФБР и ЦРУ.