Мох поможет удалять свинец из воды

Японские ученые из центра RIKEN продемонстрировали, как мох может быть "зеленым" веществом для дезактивации загрязненной воды и почвы. Команда исследователей во главе с Мисао Итуга, выяснила, что мох Funaria hygrometrica способен поглощать значительное количество свинца из воды. Известно, что вода, загрязненная этим тяжелым металлом, является серьезной экологической проблемой. Усугубляет проблему тот факт, что современные способы удаления свинца или других тяжелых металлов из воды требуют топлива и огромного количества энергии. В качестве альтернативы существующим процессам фиторемедиация представляет собой метод, который использует фотосинтезирующие организмы для очистки почвы или загрязненной воды. Итуга с коллегами начали поиск техники очистки на основе фиторемедиации, посмотрев на мох, который хорошо растет на участках, загрязненных такими металлами, как медь, цинк и свинец. «Мы обнаружили, что мох может функционировать как превосходный абсорбент свинца. Эта ценная способность делает его потенциальным очистителем сточных вод в горнодобывающей и химической промышленности», говорят ученые. Чтобы выяснить способность мха поглощать металл, эксперты создали растворы с разной концентрацией 15 различных элементов и подвергли их воздействию протохромы F. hygrometrica . После 22 часов воздействия масс-спектрометрический анализ показал, что моховые клетки поглотили до 74% свинца от их сухой массы, что довольно значительно и выше, чем у любого другого металла. Анализ показал, что в клетках протонных мхов больше 85% свинца накапливается в клеточных стенках, причем меньшие количества находятся в мембранах органелл и внутри хлоропластов, где происходит фотосинтез. Сосредоточив внимание на клеточных стенах, исследователи обнаружили, что они поглощали свинец даже после удаления из живого мха. Авторы уверены, что есть что-то особенное в клеточных стенках этого вида мха, что позволяет ему процветать в средах, которые токсичны для других растительных организмов. Анализ с применением ядерного магнитного резонанса показал, что полигалактуроновая кислота в клеточных стенках отвечает за поглощение тяжелого элемента. «Мы сравнили данные F. hygrometrica с данными наземных растений и морских водорослей и обнаружили, что присутствие полигалактуроновой кислоты в клеточной стенке является одной из характеристик, которые отличают этот тип мха от других растений», пояснили эксперты. Затем японские ученые определили, как клетки протонемы впитывают свинец при значениях рН от 3 до 9, что важно, так как кислотность загрязненной металлом воды может варьироваться. «Наши результаты показывают, что F. hygrometrica - полезный биоматериал для извлечения свинца из водных растворов», говорит соавтор разработки Хитоши Сакакибара.