Ещё
«Все знали, что меня вырежут вместе с семьей»

На заметку нефтегазовым компаниям. Ученые знают, как найти новые месторождения в Арктике

Фото: ИА Север-Пресс

Сотрудники геологического факультета МГУ имени Ломоносова вместе с коллегами из Норвегии, Дании и Гренландии изучили отложения мелового периода в Арктике и выяснили, что они могут служить источниками природного газа и нефти. Результаты исследований опубликовали в журнале AAPG Bulletin.

Ученые исследовали разные осадочные бассейны в Арктике и оценили их нефтегазоносность — насыщенность нефтью либо газом. В Карском море они обнаружили скопление углеводородов в газообразном состоянии, а в неокомском ярусе Западной Сибири, в одном из слоев мелового периода, геологи нашли уникальный набор органических останков. Проанализировав полученные данные, пришли к выводу, что Баренцево море — это тоже источник полезных ископаемых. Меловые отложения этого моря наименее изучены геологами в нефтегеологическом отношении, потому что верхнемеловые отложения практически уничтожены кайнозойской эрозией, а нижнемеловые залегают на большой глубине, где теоретически возможно сохранение нефтяных систем. Ученые предполагают, что в них находятся скопления углеводородов, — сообщает пресс-служба МГУ.

«Суть работы заключается в исследовании геологического строения и перспектив нефтегазоносности меловых отложений Арктики. В результате составлен научный отчет и наглядный атлас, который можно использовать для дальнейшей оценки ресурсов и разведки месторождений в меловых отложениях Арктики», — рассказала один из авторов статьи, специалист кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых геологического факультета МГУ Алина Мордасова.

Ученые оценили перспективы нефтегазоносности меловых отложений при помощи методов сейсмической стратиграфии и циклостратиграфии. Первый метод основан на анализе временных разрезов, которые возникают вследствие землетрясений. При таком подходе сейсмический разрез приравнивается к геологическому. Чередование пород в разрезах и границы между ними ученые исследовали методом циклостратиграфии.

«Сейчас обсуждают продолжение проекта в рамках расширения стратиграфического диапазона до юрских отложений. Юрские отложения обладают доказанной нефтегазоносностью в Баренцевом море и на этом этапе геологоразведочных работ представляют наибольший интерес в Арктике для нефтяных и газовых компаний», — отметила Алина Мордасова.