Найдена мутация, способствующая появлению неприятного запаха изо рта

Ученые заявили, что одной из причин галитоза (неприятного запаха изо рта) может быть генетика. Исследователи объяснили это явление мутацией в гене, кодирующем белок SELENBP1. В более ранних исследованиях этот ген связывали со способностью подавлять развитие опухолей, поэтому результаты работы могут оказаться полезными и для онкологов. Исследователи провели анализ выдыхаемого воздуха у пяти людей, жаловавшихся на галитоз. Участники работы принадлежали к трем генетически не связанным между собой семьям: одна происходила из Турции, вторая — из Португалии, третья — из Голландии. Воздух изучили методом газовой хроматографии. В дыхании всех участников исследования обнаружили повышенный уровень соединений с содержанием серы: диметилсульфида и метантиола (метилмеркаптана). Эти вещества обладают сильным неприятным запахом, напоминающим испорченную капусту. Их часто добавляют в бытовые газы без запаха, чтобы вовремя заметить утечку. У всех участников обнаружили мутацию в гене, кодирующем SELENBP1. Чтобы проверить, может ли этот ген быть связан с галитозом, ученые использовали особую линию «нокаутных» лабораторных мышей. У таких животных неактивны определенные гены, их удаляют или «отключают» методами генной инженерии. В этой работе использовали линию мышей с «выключенным» SELENBP1, других характерных признаков у животных не было. В плазме крови мышей обнаружили повышенное содержание тех же соединений серы. Ученые предположили, что ген может быть связан с выработкой фермента, который помогает вовремя расщеплять дурно пахнущие молекулы. По мнению ученых, этот процесс позволяет человеку распознавать летучие соединения серы в окружающей среде. Более ранние исследования этого гена связывали его со способностью подавлять развитие опухолей. Возможно, нарушения в работе гена лежат в основе умения собак распознавать некоторые случаи онкологических заболеваний по запаху, исходящему от пациента. Ученые считают, что это явление может быть «побочным эффектом» при нарушениях работы SELENBP1. Может ли это предположение оказаться правдой, покажут более детальные исследования функций гена. Исследование опубликовано в журнале Nature Genetics. Ранее американские ученые разработали портативное устройство для диагностики болезней почек по составу выдыхаемого воздуха.

Найдена мутация, способствующая появлению неприятного запаха изо рта