Войти в почту

Мечты о свечном заводике: пять тезисов о коммерциализации науки

Зачем себестоимсть продукта должна быть в десять раз меньше, чем у конкурентов, реально ли поставить на поток коммерциализацию науки, почему ученый не должен до конца превращаться в бизнесмена и почему важно, чтобы инвесторы и ученые доверяли друг другу, эксперты рассказали на сессии «Образ социально и экономически значимого результата в науке» Школы научных лидеров «Наука побеждать», которую организовали фонд «Сколково», Открытый университет Сколково (ОтУС), Российский научный фонд и Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) при поддержке Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию. 1.О том, что любую хорошую идею можно продать Александр Миних, директор ООО «Научный центр Татнефть»: Для начала надо понимать, что на сегодняшний момент ситуация востребованности новых идей действительно присутствует. Для того чтобы идея была востребована у индустриального партнера, одна должна быть ему нужна. Вот мы — нефтяники. Но нефтяники нефтяникам рознь. И когда ко мне приходят и начинают рассказывать про шельфовую добычу, которой наша компания не занимается… Очевидно, что я не буду вкладывать деньги в эту идею — я не понимаю, что лично мне с ней делать. Идея должна быть интересной для партнера. Вам надо провести разведку, исследование; вы должны понять, что нужно этой компании. Второе. Вам надо понимать: вероятность, что вам дадут 500 тысяч рублей, существенно выше, чем 500 миллионов рублей. И одного e-mail’а будет недостаточно. Ваша идея должна быть понятна и осуществима, у вас должна быть команда, это должно быть что-то новое. Ну и нужно хоть какое-то экономическое обоснование — никто просто так денег не дает. Вы должны четко пояснить: что это, кому и как это поможет, как это даст вашему индустриальному партнеру заработать. 2.О «супермаркетах идей»: ученые выкладывают идеи на «прилавок», инвесторы выбирают идею и покупают ее Александр Фертман, руководитель департамента по науке и образованию Фонда «Сколково»: Я слышу такие предложения о «супермаркетах» и «Макдональдсах» идей очень часто. Вообще это вещь вполне нормальная, но для продуктов на более или менее финальных стадиях. Мы накапливаем базу данных о технологиях, базу данных о запросах промышленности, пытаемся их как-то состыковать. Но на уровне идей это вещь практически нерабочая. Потому что между идеей и потребителем надо сделать несколько шагов, чтобы они встретились. И встречаются они в индивидуальном порядке. Идея массовизации технологического потока — скорее сказка, чем реальная ситуация. В каждом конкретном случае мы обращаем внимание не только на идею, но и на команду, на то, насколько близка реализация. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда идея и даже ее реализация выглядят неплохо, но команда и дальше собирается дальше делать то, что ей нравится и хочется, а не то, что хочет заказчик. 3.О том, должен ли ученый быть бизнесменом Александр Фертман, руководитель департамента по науке и образованию Фонда «Сколково»: Ученый должен оставаться ученым. Я на 100% согласен, что производство – шаг чрезвычайно смелый. Большая часть ученых, которые к нам приходят, мечтают о своем свечном заводике. Им всем кажется, что если «я придумал», то «никто лучше не произведет». И в пример обычно приводят Гапонцева. (Валентин Гапонцев, специалист в области лазерной физики и техники, волоконных и оптоэлектронных технологий.; председатель Совета директоров и управляющий директор международной корпорации IPG Photonics, контролирующей 80% мирового рынка волоконных лазеров большой мощности, — прим. Indicator.Ru). Важно помнить, что он и технологию изобрел не в одиночку, и использовал немецкий менеджмент, и финансовые вливания, а потом вышел на IPO. Но мечты людей по-прежнему связаны с заводами. А вы ответьте на вопрос: вы специалист в чем, в разработке или в организации функционирования завода? Вам надо выстроить кооперацию с разными партнерами. Сначала с внутренними центрами трансфера технологий, потом с институтами развития, потом с индустриальными партнерами — корпорациями… А в корпорациях вы попадаете в инновационный департамент, которому вы являетесь конкурентом. Потому что у них куча собственных разработок, которые тоже надо кормить. Поэтому идите к тому, кто не занимается инновациями, а занимается производством и реально заинтересуется вашей продукцией. Алексей Сазонов, советник ректора РХТУ им. Менделеева: Мне кажется, что когда ученому начинают рассказывать, как ему зарабатывать деньги, на него это наводит тоску. Потому что он должен быть либо ученым, либо бизнесменом. Если ты ученый — занимайся исследованиями, тебе все равно, откуда взялись деньги и какой будет результат. Должна быть некая прослойка, которая бы позволяла переводить то, что сделали ученые, в термины бизнеса. В СССР была стройная система взаимодействия: НИИ, отраслевые вузы… Процесс был устроен. Потом появились новые люди, новые деньги, а ученые остались в той же парадигме: деньги им раньше как-то попадали, а они что-то делали, причем не то, что заказано, а то, что интересно. Поэтому я считаю, что роль инжиниринговых центром, центров трансферов очень важна. 4.Об иллюзиях и маржинальности Александр Миних, директор ООО «Научный центр Татнефть»: Как правило, молодой ученый приходит и говорит, что его продукт будет лучше и дешевле, и поэтому его будут покупать. Но чтобы его покупали, мало, чтобы он был лучше и дешевле. Кроме того, когда вы говорите «дешевле», вы должны понимать, с чем сравниваете. Чаще всего в презентации говорится: на рынке есть продукт, его себестоимость – 100 рублей. А себестоимость моего продукта – 80 рублей. Но дистрибьютор или дилер, которые делает шаг к конечному потребителю, накидывает минимум 30% стоимости. И вы когда такие оценочки делаете, лучше, чтобы себестоимость вашего продукта была в десять раз меньше, чем продукта на рынке. Тогда еще есть шанс. Еще многие молодые ученые слышали слова «оборотные средства». А когда спрашиваешь: «А где вы их собираетесь брать?», начинают невнятно мычать, отвечать: «Ну, вот мы грант возьмем». Так что много иллюзий, коллеги. 5.О доверии и контроле Александр Фертман, руководитель департамента по науке и образованию Фонда «Сколково»: Один из самых больных вопросов — репутация и доверие. Инвестор говорит: «Это же ученый, он никогда не сделает того, что обещает». А ученый думает: «Да он же у меня все украдет». Пока вы не начнете друг другу доверять, ничего не получится. Бессмысленно садиться в одну лодку с людьми, которых вы считаете жуликами. У меня есть знакомая команда, которая раскручивает проекты. И они сразу забирают у разработчиков контроль — 60%. И некоторые разработчики говорят: «Как же так, у меня 60% забирают!» На это я им отвечаю: «Так ведь 60% от нуля!» Вашей компании не будет, если не будет людей, которые будут развивать бизнес. Так что не бойтесь отдавать — может, больше на этом заработаете. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Мечты о свечном заводике: пять тезисов о коммерциализации науки
© Индикатор