Мажорная классическая музыка способна повысить креативность

Исследования показывают: музыка действительно влияет на то, как мы воспринимаем мир. Например, в 2016 году было обнаружено, что музыкальный фон может «изменить» вкус пива.

Мажорная классическая музыка повышает креативность
© Naked-Science.ru

Авторы нового исследования изучили, как прослушивание музыки отражается на продуктивности при выполнении разных типов задач. В исследовании участвовали 155 волонтеров, чей средний возраст составил около 22 лет. Участников разделили на пять групп.

Контрольная группа выполняла все задания в тишине, остальные волонтеры слушали музыку, с которой традиционно ассоциируется определенное настроение. Спокойное (calm) настроение передавала пьеса Камиля Сен-Санса «Лебедь», счастливое (happy) — «Весна» Антонио Вивальди. Две другие композиции были более мрачными. Печальное (sad) настроение преобладает в адажио для струнного оркестра Сэмюэля Барбера: в 2004 году слушатели BBC признали эту мелодию одним из «самых печальных произведений классической музыки». Для создания тревожного (anxious) настроения исследователи использовали часть сюиты «Планеты» Густава Холста под названием «Марс, вестник войны».

Волонтерам предложили психологические тесты, направленные на исследование двух типов мышления: дивергентного и конвергентного. Первый тип отвечает за поиск как можно большего количества новых идей, например способов применения одного и того же предмета. Задача второго типа мышления — найти среди этих способов наиболее оптимальный путь решения поставленной задачи.

С поиском новых идей наилучшим образом справились те, кто слушал «счастливую» музыку, вызывающую позитивные ассоциации и написанную в сравнительно быстром темпе. Остальные четыре группы показали меньшие успехи. Однако в тестах на конвергентное мышление ни один из типов музыки не помог участникам существенно улучшить результаты. По словам ученых, это может говорить о том, что тишина наиболее эффективна для поиска верных решений. Еще одно возможное объяснение «творческого» влияния Вивальди заключается в том, что задачи на конвергентное мышление волонтеры решали на втором этапе исследования, и повторное прослушивание «Весны» может оказывать не такой заметный эффект.

Исследование опубликовано в журнале PLoS One.