Материалы подготовила Дина Юсупова Геронтология Белок молодости Белок Клото ученые давно связывают с долголетием: чем его больше, тем медленнее стареет организм. Новое исследование Университета Калифорнии (США) показывает, что этот белок заметно улучшает работу мозга -- трансгенные мыши с дополнительной копией гена Клото не просто дольше живут, но и быстрее соображают. Как выяснилось, обычные грызуны, получив инъекцию белка, быстрее выбираются из лабиринтов, у них улучшается память и сообразительность. Когда же большую дозу Клото ввели мышам, страдающим аналогом болезни Паркинсона, у них исчезли спазмы и ряд других проявлений этой болезни, вызывающие гибель нервных клеток. Теперь руководитель исследования Дена Дубал намерена выяснить механизм действия белка Клото, который улучшает работу мозга, даже не попадая в него из кровотока. Исследование Университета Калифорнии показывает: белок Клото заметно улучшает память и работу мозга Кардиология Прокачали сердце Хирурги Сибирского биомедицинского центра им. Е.Н. Мешалкина (РФ) установили два механических "сердца" 20-летней пациентке, получившей ножевые ранения, которые привели к инфаркту миокарда и отмиранию 80 процентов мышечной ткани сердца. Тут спасает трансплантация, но операция была невозможна: начались дистрофические изменения в легких, почках, печени. Обратить процессы вспять могла лишь нормализация кровообращения -- в таких случаях ставят насосы с пневмоприводом, но системы эти громоздкие, приходится передвигаться с тележкой. "Кристине была установлена отечественная система, в сотню раз меньше",-- говорит кардиолог Дмитрий Доронин. По сути, она получила два насоса в сердце. Впервые проведенная в России операция оказалась успешной. Органы восстановились. Осенью пациентку ждет трансплантация. Технологии Сам себе лаборант Провести анализ теперь можно, не выходя из дома. Инженеры Иллинойского университета (США) разработали для этого насадку на смартфон. Внешне она напоминает громоздкую защиту задней поверхности смартфона. Но на самом деле это дифракционная решетка для спектрального анализа. Пользователю нужно всего-навсего вставить в насадку картридж с образцами крови или другой жидкости и включить на мобильном камеру. Вспышка подсвечивает образец, мобильное приложение проводит анализ и выдает пользователю данные. Устройство уже показало результаты лабораторной точности, например, для биомаркеров риска преждевременных родов. По словам соавтора изобретения Брайана Каннингема, сейчас анализатор делает три самых распространенных типа тестов, но легко адаптировать и тысячи других, основанных на спектральном анализе. Психология Словом и цифрой Чем богаче словарный запас, тем лучше человек решает абстрактные задачи, и наоборот. Эту связь выявило исследование Роже Кифита из Кембриджского университета (Великобритания). Ученые проанализировали результаты двух тестов на уровень интеллекта, проведенных с разницей в 1,5 года. Их прошли 785 молодых людей в Великобритании и ФРГ. В задачах на абстрактное мышление они должны были дополнять визуальные ряды недостающими изображениями. А в словарных заданиях -- объяснять значения слов. Оказалось, обе способности развивались у подростков синхронно. Если один тип заданий давался легко, то же происходило и с другим типом. По мнению исследователей, это значит, что когнитивные способности влияют друг на друга: развитие одной улучшает другую. Кифит уверен, что его исследование важно для ранней диагностики проблем развития. Эпидемиология Дремлющая зараза В России обнаружены опасные штаммы золотистого стафилококка, устойчивые к большинству антибиотиков: такие метициллинрезистентные стафилококки включены в список микроорганизмов, угрожающих человечеству. Выявили их сотрудники Детского научно-клинического центра инфекционных болезней. Сначала они исследовали образцы стафилококков, собранные в торговых центрах и больницах 15 городов. Обнаружив опасные, ученые решили провести скрининг 2 тысяч сотрудников одной крупной торговой сети в Москве. В 21% случаев они нашли обычный стафилококк, у 11 человек -- опасный. Пока носители здоровы. "Но это бомба замедленного действия,-- считает соавтор работы Владимир Гостев.-- Если пациент попадает в стационар, он может распространить нехорошие стафилококки". Генетика Отрезать все вирусное Ученые избавили поросят от ретровируса PERV. Он встроен в геном всех домашних свиней и может передаться человеку при пересадке свиных органов. Это направление трансплантологии считается особо перспективным. Сотрудники компании eGenesis (США) решили вырезать в клетках копии гена ретровируса с помощью передовой технологии редактирования CRISPR-Cas9. Но технология эта не очень точная и может задеть другие гены. А у ретровируса PERV много копий, то есть редактировать пришлось много раз подряд. В результате ученым удалось получить клетки, очищенные от всех 25 копий ретровируса. Правда, в большинстве из них произошли хромосомные перестройки и мутации. Ученые отобрали здоровые клетки для клонирования и получили 15 поросят без PERV. По словам автора исследования Лухан Яна, животные развиваются нормально. Опрос Лучше мы к вам 70 процентов врачей в России считают, что в стране пока нет условий для развития медицинского туризма. Лишь 14 процентов из них уверены, что у нас можно получить качественную медицинскую помощь по любому профилю. 37 процентов рекомендуют онкобольным лечиться исключительно в зарубежных клиниках. И только в случае с сердечно-сосудистыми заболеваниями ехать никуда не надо, считают 48 процентов опрошенных медиков. А вот как ответили наши врачи на вопрос: "Где наиболее развит медицинский туризм?" В Германии -- 58% В Израиле -- 56% В США -- 7% Источник: исследовательская компания MAR CONSULT