Ещё
В мире
Смертельный вирус пришел в Россию: подробности ЧП
Смертельный вирус пришел в Россию: подробности ЧП
Происшествия
В России произошла еще одна громкая отставка
В России произошла еще одна громкая отставка
Политика
На Украине нашли убитым россиянина из «Азова»
На Украине нашли убитым россиянина из «Азова»
Происшествия

Рачкам легче пережить ядерный катаклизм целой популяцией

Фото: Чердак
Ученые из Института биофизики КНЦ СО , Сибирского федерального университета и Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН исследовали Moina macrocopa, мелких рачков (размером едва больше одного миллиметра), обитающих в пресных водоемах. Моины, как и дафнии, играют важную роль в водной экосистеме, питаясь микроскопическими водорослями и сами служа кормом для рыб. Кроме того, ветвистоусые рачки — модельный объект для изучения влияния загрязнений на окружающую среду (например, их можно использовать как живые сенсоры).
Ранее «Чердак» уже писал о том, что яйца моин хорошо переносят облучение. Теперь ученые провели еще один эксперимент, в котором они наблюдали за жизнью не отдельных рачков, как в прошлом эксперименте, а за популяцией из облученных яиц.
Оказалось, что популяция устойчивее, чем отдельные особи. Она быстро восстанавливает свою численность, даже если большинство особей потеряло способность размножаться из-за радиации. Рачки, которые могут откладывать нормальные яйца несмотря на дозу в 80 грей во время спячки, быстро восстановили популяцию.
По словам Егора Задереева, ведущего автора исследования, результаты можно назвать оптимистическими — во первых, популяция оказалась более устойчивой к облучению на стадии покоящихся яиц, чем отдельные особи, во-вторых, дозу облучения в 100 грей за короткий промежуток времени можно набрать только в самых загрязненных местах, например в пруду около Чернобыльской АЭС.
Во многих слабозагрязненных водоемах летальные для популяции дозы облучения покоящиеся яйца наберут лишь за сотни или тысячи лет. Как рассказал ученый, сейчас исследователи планируют выяснить, могут ли рачки передавать по наследству невосприимчивость к радиации и способность размножаться после высоких доз облучения во время спячки.
Исследование описано в журнале Journal of Environmental Radioactivity