Крестовый поход в Telegram
“Ъ” наблюдает за тайной жизнью популярного мессенджера Противостояние Роскомнадзора и Павла Дурова стало одной из самых обсуждаемых тем уходящей недели — судьбу мессенджера Telegram пришлось комментировать даже пресс-секретарю президента России. Надзорное ведомство, силовые структуры и телевидение называют Telegram основным инструментом террористов и торговцев наркотиками; общество уверено, что государство просто хочет контролировать переписку граждан. На фоне этих споров забывается, что Telegram уже не просто еще один интернет-мессенджер, пусть и очень зашифрованный. Telegram превратилась в соцсеть нового типа и стала главной площадкой для политических слухов, с ее помощью можно заказать молитву у священника и пообщаться с симулятором аутиста. Корреспондент “Ъ” Александр Черных рассказывает, как с помощью мессенджера ежедневно штурмует средневековые замки, а иногда даже грабит КОРОВАНЫ. Будильник на моем телефоне срабатывает пять раз в сутки — 7:58, 11:58, 15:58, 19:58 и еще за две минуты до полуночи. Что бы ни происходило — сдача текста, вечерний сериал, разговор c друзьями в баре — я обязан достать телефон и открыть Telegram. За две минуты нужно успеть многое: сдать накопленное золото, сменить боевую рапиру на эльфийское копье, узнать у командира отряда актуальный приказ, встать на защиту крепости, получить в последний момент новые указания, выругаться и броситься на штурм чужого замка. Все — над полем боя завывает ветер, на ближайшие четыре часа мой дозор окончен. Теперь можно отправиться в лес или устроить засаду на проезжающих торговцев. В таком же режиме живут еще несколько тысяч человек, играющих друг с другом в Chat Wars. Можно было бы поставить оповещение и на битву в 3:58, но, к счастью, большинство из нас в это время все-таки спит. Впрочем, уверен, что рано или поздно мы дойдем и до этого. Совместить Telegram и многопользовательскую онлайн-игру придумал Владимир Кольцов, 27-летний сотрудник QIWI. Он занимается развитием мобильных приложений QIWI кошелька и новыми продуктами компании, но давно хотел попробовать себя в роли разработчика игр. «Идея про замки лежала в столе со времени университета, и с появлением ботов в Telegram снова стала меня посещать»,— рассказал он “Ъ”. Боты — это программы-роботы, которые выполняют команды пользователя и присылают ему ответ как обычное сообщение в мессенджере. Они умеют показывать прогноз погоды и курсы валют, скачивать пиратские книги и легальные ученые пособия, помогут подобрать фильм для романтического вечера и выгодно купить билеты на самолет. Telegram открыла собственную платформу для ботов в 2015 году, и с тех пор любой желающий может создать своего автоматического помощника. В мае 2016 года господин Кольцов вместе с двумя коллегами участвовал в хакатоне Конфотон P2P world. Используя ботов, они сделали в Telegram простенькую игрушку — выбираешь один из пяти замков, потом отправляешь сообщение о том, что идешь в атаку на замки противников или защищаешь свой. Еле оторвавшись от игры, жюри присудило команде Кольцова второе место. «Тогда я убедился, что идея игры в мессенджере вполне жизнеспособна»,— говорит он. Энтузиазма разработчиков хватило на месяц — прототип усложнили и отправили для закрытого тестирования в чат сотрудников QIWI. В игрушку стали постоянно рубиться полсотни человек, но к этому моменту двое товарищей Владимира Кольцова из-за основной работы уже не могли уделять проекту достаточно внимания. Пришлось ему самому учиться создавать ботов. «Денежных затрат на старте игры практически не было, только аренда самого дешевого сервера. Но зато было вложено много куда более ценного ресурса — времени,— вспоминает Владимир Кольцов.— Чтобы довести Chat Wars до нормального состояния, ушло много ночей и выходных в период с сентября по декабрь. Даже считать страшно». Для широкой публики проект был открыт 24 декабря 2016 года. «Никаких рекламных кампаний не делали, потому что не было денег и я не разбираюсь в маркетинге,— говорит разработчик.— Первые игроки — это мои друзья и коллеги, которые сами репостили ссылку и рассказывали своим друзьям об игре». Через четыре дня в Chat Wars играло больше тысячи человек, через месяц — десять тысяч. Игра не может похвастаться графикой — вместо нее используются картинки-эмодзи. Зато геймплей серьезно усложнился. Сейчас, зарегистрировавшись по ссылке https://telegram.me/ChatWarsBot?start=6f0d3819b6a945eda641436d7d5a31e7, новый игрок получает 10 золотых на карманные расходы, выбирает один из семи замков и специализацию — атакующий или защитник. Стержень игры, как и в прототипе,— битвы между замками, которые происходят каждые четыре часа. Генштаб замка, прикинув расстановку сил, решает, куда направить своих атакующих, а защитники пытаются сдержать натиск врагов. Вариантов много — можно бросить отряды на разные цели или заключить союз с другим замком. По итогам битвы каждый замок получает очки, на основе которых формируется общий рейтинг. В перерывах игрок может пойти на арену и вступить в дуэль со случайным противником. Отправляя сообщения в Telegram, выбираешь, что защитить — ноги, голову или корпус — и куда ударить. Противник делает то же самое; бот сравнивает выбор, силу игроков и определяет, чей удар достиг цели. Еще можно отправиться «в лес» или «в пещеру» — если повезет и не растерзают дикие звери, то удастся заработать немного золота и найти ценные материалы. Отдельная возможность — грабить КОРОВАНЫ, через «о» и большими буквами, это отсылка к старому интернет-мему с детской мечтой об идеальной игре. «Chat Wars — это феномен,— говорит Юрий, веб-разработчик с 12-летним стажем, известный другим игрокам под ником @Shaurgon.— Конечно, игры в Telegram были и раньше. Но чтобы вот так, за пару недель взлететь с нескольких десятков игроков до десяти тысяч абсолютно без рекламы со стороны создателей... Такое не снилось даже популярным MMORPG. А тут — простая текстовая игрушка». Он вспоминает, как 15 лет назад увлекался корейской онлайн-игрой Lineage 2: «Тогда нас привлекали чувство свободы и общение с единомышленниками, а кто-то даже встретил свою любовь. То поколение выросло, теперь у всех семья, работа, дела, нет времени на игры. И тут — любимая игра в удобном формате, всегда с собой. Именно потому Chat Wars и зацепила сердца многих. Это было “то самое чувство”. А отсутствие графики нам заменяет богатая фантазия». Те, кому не интересны сражения, могут найти себя в торговле, продавая и покупая разнообразные ресурсы — от «алюминиевой руды» до «рубинов» и загадочного «порошка». «Одни игроки выставляют ресурс на продажу за некую сумму, другие ищут ресурсы подешевле. Начинают работать законы рынка и биржи,— говорит @Shaurgon.— Информация о сделках ежеминутно выкладывается на сайт в специально сформированном виде. Мы сохраняем значения с временной отметкой, после чего рисуем график по времени». Так можно спрогнозировать, когда дешевле всего купить «комбикорм» или выгодно продать «философский камень». Энтузиаст @kvarik из Израиля даже ведет биржевой канал, выкладывая сводки рынка и прогнозы на котировки «мяса монстров» и «веток». Попутно он проводит уроки финансовой грамотности для всех желающих. Еще игроки могут воспитывать питомцев, строить здания, создавать новые виды оружия. Но главное в мессенджер-игре — это социальное взаимодействие. Chat Wars выстроена очень хитро: в одиночку играть не так интересно, как с другими людьми. «Сама игра — это всего лишь декорации и реквизит для игроков. Основные же баталии и перепалки происходят в групповых чатах, каналах королей или других селебритиз,— говорит Владимир Кольцов.— Так что это очень удачная идея — многопользовательскую игру встроить в мессенджер и сделать общение игроков ключевой фичей». «Я сейчас подсчитал — у меня в мессенджере активно почти 90 диалогов, связанных с Chat Wars»,— смеется @Shaurgon. Чтобы вывести замок в топ, игрокам приходится объединяться в отряды, выбирать лидеров, разрабатывать стратегии, засылать шпионов в другие замки, заключать и разрывать союзы. Бесконечные интриги, десятки общих и закрытых чатов, игровые газеты, публичные перебранки королей — игра затягивает именно этим. «Мы, антропологи, постоянно жалуемся, что вынуждены лишь наблюдать за человеческими сообществами и не можем ставить на них эксперименты, не имеем права вмешиваться в ход событий,— говорит академический исследователь под ником @Yebishe, попросивший не раскрывать реального имени и места работы.— Но многопользовательские онлайн-игры как раз предоставляют нужный материал. Это как изучать генетические изменения на поколениях быстро живущих мушек-дрозофил. Здесь за несколько месяцев происходит масса событий, аналоги которых существуют и в большом мире. Наблюдать за этим не только интересно, но и поучительно». Самоорганизация в различных замках идет разными дорогами. Например, Черные выстроили подчеркнуто жесткую диктатуру с вертикалью власти, а вот жители Красного замка постоянно пытаются устроить революцию и свергнуть своего короля. В первые месяцы наиболее сильные игроки превращались в аналог полевых командиров — собирали мощные отряды и действовали самостоятельно, ради личной выгоды атакуя даже те замки, с которыми их король заключал союз. После очередного такого случая король Красного замка демонстративно ушел в отставку, а к власти пришел один из «полевых командиров». Но короли остальных замков объявили его узурпатором и поставили ультиматум — пока не вернется законный правитель, остальные замки будут совместно атаковать Красных. Защитников монархии ждало жестокое разочарование — договорившись с другими независимыми отрядами, новый правитель не только отбивал большинство атак, но и проводил успешные рейды. Тут стоит напомнить — эти истории, очень напоминающие хронику Французской революции с изгнанием короля и последующей интервенцией стран-соседей, происходят всего лишь на основе переписки тысяч незнакомых друг с другом людей в мессенджере Telegram. Можно найти пересечения и с новейшей историей. На очередных выборах короля Красного замка главными соперниками были @Ramsay Bolton и @Stardust. Корона досталась @Ramsay Bolton, после чего @Stardust перешел к злейшим врагам Красных — в Белый замок. Там он объявил себя оппозицией режиму и даже основал независимую газету Красного замка, где критиковал стиль руководства своего соперника и подбивал его подданных на акции протеста. Законный правитель через свою официальную газету отвечал в хорошо узнаваемом стиле: «не поддавайтесь на провокации», «сохраняйте единство», «вы же понимаете, что за ним стоит руководство Белого замка, которое хочет нас ослабить». Несмотря на все претензии к @Ramsay Bolton, подавляющее большинство жителей Красного замка негативно восприняло критику своего правителя «из-за рубежа» и против обыкновения не стало его свергать. А когда пришло время покидать свой пост, король объявил свободные выборы с одним условием: любой кандидат может быть снят с голосования, «если текущее руководство замка посчитает его неблагонадежным». Есть в игровом мире и здесь и свои террористы, рассказывает @Yebishe: «К запрещенному в России ИГ они не имеют отношения, но изучать мотивацию их поступков не менее интересно». Долгое время очки, заработанные в битвах, зависели от количества золота, которое победители забирали у разграбленного замка. Игрок Достабль — разбогатевший в Chat Wars торговец — предложил всем желающим целенаправленно сдавать деньги в казну Белого замка, обещая ценные призы самым щедрым. Расчет был прост — чем больше золота у Белого замка, тем более желанной мишенью он становится для остальных. А потеря такого количества золота автоматически отбрасывает Белых на самое дно рейтинга. «Именно террором я сейчас и занимаюсь. Потому что я могу,— охотно объяснял Достабль в интервью одной из игровых газет.— Собственно, я и буду этим заниматься до тех пор, пока у меня не отберут эту возможность, ну или не знаю, пока не надоест, что ли. Я хотел продемонстрировать всем, что даже один игрок в состоянии повлиять на баланс между замками и как-то заставить королей учитывать его действия». В итоге разработчики были вынуждены поменять механику игры, отказавшись от учета золота при начислении очков. «На данный момент игра переживает спад из-за летнего сезона и из-за усталости первой волны игроков,— признает Владимир Кольцов.— Суточный онлайн — около 8–9 тыс. аккаунтов. Активная аудитория — около 5–6 тыс.— это те, кто в игру заходит больше десяти раз в день». Сейчас над игрой работает целая команда: три разработчика, писатель текстов, комьюнити-менеджер, группа модераторов общего и торгового чатов. Монетизировать Chat Wars разработчики не стали, лишь ввели платные кристаллы, которые позволяют получить некоторые дополнительные возможности: например, сменить имя или замок. «А так как игрового преимущества они не дают, то и продаж не очень много. В целом дохода хватает, чтобы покрыть затраты на серверы — с момента запуска пришлось значительно увеличить их мощность, а с ростом мощности выросли и расходы на хостинг,— говорит господин Кольцов.— Полноценным доходом такую выручку от продажи кристаллов назвать сложно, живем на зарплату на основных работах». Но игрок @Oceloteg признается, что за три месяца игры потратил 15 тыс. руб. на кристаллы для себя и товарищей по отряду. Команда собирается продолжить развитие проекта, несмотря на все сложности, говорит Владимир Кольцов: «Оказалось, что разрабатывать игры — это очень трудное и неблагодарное занятие». К блокировке Telegram он относится скептически: «Полностью заблокировать мессенджер на территории РФ практически нереально. Возможно удаление приложения из магазинов Apple и Google — но, на мой взгляд, это сделает мессенджер еще более привлекательным для молодежи из-за запретности и недоступности». Но на всякий случай разработчики предложили игрокам оставить свою почту, «чтобы в случае негативного сценария мы могли связаться с аудиторией и восстановить персонаж на другой платформе». В любом случае, говорит господин Кольцов, проект будет существовать в России, «а в скором времени, возможно, и за пределами нашей страны». У Chat Wars уже появилось несколько игр-клонов, но особого успеха они не достигли, из оригинальных проектов для Telegram Владимир Кольцов отмечает Bastion Siege. @Shaurgon тоже подумывает о том, чтобы создать свою игру в Telegram: «Знаний достаточно, но пока нет стоящей идеи, вокруг которой все закрутится. За полгода в Chat Wars мы с ребятами написали огромное количество ботов, решающих самые разные потребности игроков, и не только. Мы вышли далеко за пределы игры — наши боты занимаются мониторингом серверов, агрегируют новости, оповещают пользователей, предоставляют информационные сервисы». Заявления Роскомнадзора он не воспринимает всерьез: «Блокировка не решит ничего, только добавит негативного отношения к РКН, а Павла Дурова возведет в ранг святых мучеников. В остальном же — есть куча альтернатив, да и к Telegram вернуться труда не составит. На LinkedIn же ходим как-то».