Войти в почту

Подлодка с “калибрами”: Россия начинает строить последний корабль четвертого поколения

Представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ Игорь Дыгало заявил, что атомная подводная лодка «Ульяновск», завершающая собой проект 855М «Ясень-М», будет заложена на заводе «Севмаш» 28 июля 2017 года. Проект 855 «Ясень» начал разрабатываться еще при СССР Интересно, что облик проекта «Ясень» начал разрабатываться в Советском Союзе еще в конце семидесятых годов в рамках создания многоцелевой атомной подлодки четвертого поколения, которая должна будет заменить атомные подлодки с торпедами, атомные подлодки с крылатыми ракетами и подлодки, которые создавались специально для борьбы с авианосцами. Проект «Ясень» был новаторским для советского военного кораблестроения, поэтому он серьезно отличается от предыдущих проектов 705 «Лира», 971 «Щука-Б» и 949 «Антей», которые он должен был заменить. По этой причине проектная документация была подготовлена и утверждена Москвой только к началу девяностых годов, а первый атомный подводный крейсер этого проекта, который сегодня получил имя «Северодвинск», начал строиться в 1993 году. Строительство данной подлодки было приостановлено из-за нехватки финансирования в 1996 году, а возобновлено только в 2004. Проект дорабатывался уже на ходу, в результате чего, «Ясень» стал «Ясень-М», а его базовым вооружением стали крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Эта подлодка была спущена на воду одновременно с тем, как начались работы по сооружению второго корабля этой серии – крейсера «Казань», который уже спущен на воду и будет принят на вооружение в следующем году. В итоге на вооружении ВМФ РФ к 2023 году будет один подводный крейсер проекта 855 «Ясень» и шесть крейсеров, включая «Ульяновск», проекта 855М «Ясень-М». О перспективах многоцелевых подлодок в России говорить трудно Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что сложно рассуждать о перспективах проекта «Ясень-М», будет ли он продолжен или вместо него начнут строиться другие подлодки. «В России в этом контексте планы постоянно меняются и поэтому в нашей стране можно говорить только о том, что на сегодня уже произошло. Пока планируется начать строить последнюю лодку проекта 855 «Ясень-М» и на ней завершить этот проект», - констатирует Храмчихин. Здесь нужно понимать, что в России уже начались разговоры о разработке многоцелевой атомной подлодки пятого поколения, не говоря уже о том, что в отличие от американского ВМФ, эту функцию у нас выполняют более простые дизель-электрические подводные лодки. «Так что, очень сложно что-либо прогнозировать в этом смысле. На сегодня проект 855 «Ясень-М» является современной ударной подводной лодкой, у которой не существует прямых аналогов. В этом плане необходимо отметить разве что американский Seawolf, но это не прямой аналог нашей новейшей подлодки. Другой вопрос, что это сравнение дает ответ, почему Москва решила построить только семь подлодок этого проекта – видимо, они оказались слишком дорогими, поскольку в США именно из-за этого и был прекращен проект Seawolf», - заключает Храмчихин. Задержка в пятнадцать лет не будет проблемой для «Ясень-М» Напомним, что изначально Пентагон планировал построить 30 единиц подлодок Seawolf, но дело в итоге ограничилось только 3 кораблями, а вместо этого проекта базовым для американских ВМС стали более дешевые и менее технологические подлодки проекта Virginia. «Что касается того обстоятельства, что проект 855М «Ясень-М» был реализован с задержкой в 15 лет, то оно данные корабли не ухудшило, а только улучшило, но каждому проекту свое время, из-за чего в России и решили ограничиться семью кораблями такого типа», - резюмирует Храмчихин. Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что кроме проекта «Ясень-М» у России есть большое количество других многоцелевых атомных и дизель-электрических подлодок. «Многие из этих проектов в ближайшее время будут модернизироваться – в частности, подлодки проекта 949 «Антей». Эти корабли хотят перевести на крылатые ракеты «Калибр» вместо «Гранитов», которые стоят на них сегодня. Это решение увеличит ударную мощность данных судов, ведь «Калибр» в несколько раз меньше «Гранитов» при том, что, как минимум, не уступает этим тяжелым торпедоракетам в ударной мощи», - констатирует Александров. Российский флот строится на принципах целесообразности Здесь можно вспомнить, что задержки с производством головного крейсера «Северодвинск» во многом были обусловлены тем, что были проблемы с доведением до ума крылатых ракет «Калибр» и «Оникс», которые в нулевые годы также выпадали из утвержденного графика. «Поэтому решение строить только семь кораблей проекта 855М «Ясень-М», вероятно, стало следствием того, что у России до сих пор существует хороший задел в плане подводного флота, из-за чего лучше сэкономить средства и построить ограниченное количество судов. Это решение является рациональным, поскольку, во-первых, у нас не бездонные финансовые ресурсы, а, во-вторых, мы все хорошо знает пример проекта Seawolf», - заключает Александров. Тем более, если модернизировать подлодки проекта 949 «Антей» – поставить туда новые винты, оборудование и акустические комплексы, то они будут соответствовать четвертому поколению «Здесь происходит такой же процесс, как и в случае истребителей. Т-50, например, мы не планируем строить в больших количествах, зато есть готовые проекты Су-35 и Су-30МКИ, которые способны выполнять любые боевые задачи. Или можно взять проект модернизации танков Т-72Б3, который доводит старые машины до уровня Т-90А», - резюмирует Александров.

Подлодка с “калибрами”: Россия начинает строить последний корабль четвертого поколения
© ФБА "Экономика сегодня"