Для консолидации общества, элит и выработки общего вектора развития государства необходима идеологическая основа, которая станет своего рода "дорожной картой". К такому выводу пришли политологи, социологи и историки в ходе семинара "Россия-2030", организованного в Севастополе Экспертным институтом стратегических исследований (ЭИСИ), выступающим экспертной площадкой администрации президента. Глава совета директоров ЭИСИ Андрей Шутов заявил "Известиям", что идеология необходима как некая программа, стратегия будущего России. - Она должна соответствовать современной реальности, опираться на исторические традиции и содержать в себе алгоритм движения в экономическом, социальном и культурном пространствах, - пояснил Андрей Шутов. - Идеология - это начало движения, это стратегия и, как теперь модно говорить, "дорожная карта" по ее реализации. Идеология сама по себе, если не дает путь движению - беспомощна. А если там содержится программа, то этот набор мер можно реализовать, подкрепив соответствующими ресурсами. Конституция, по словам главы совета директоров ЭИСИ, содержит универсальные положения, адаптированные к России, и позволяющие организовать это движение. Для его реализации необходимы соответствующие ресурсы - материальные, административные и политические. - Возвращение понятия идеологии в Конституцию - политический вопрос с одной стороны, а с другой - вопрос политической конъюнктуры, - полагает Андрей Шутов. - Мне кажется, идеологическая скрепа, которая зафиксировала бы базовые ценности, конечно, необходима и будет принята обществом. Об этом же в ходе семинара заявил и профессор МГУ Александр Ширинянц. - Консолидация и сплочение граждан возможны только на основе идеологии, которая устранит проблему самоидентификации. Она (идеология - "Известия") ставит рамки того, что можно и что нельзя делать в обществе. В ней концентрируются ценности, обозначается смысл общественного развития, - заявил Александр Ширинянц, добавив, что 90% граждан России считают себя представителями российской нации и "необходимость в идеологии назрела". Эксперты отметили, что трудности в реализации идеологической основы могут возникнуть при попытке объяснить ее необходимость молодежи. С одной стороны, она с удовольствием участвует в акции "Бессмертный полк", с другой - с трудом коммуницирует со старшим поколением. Дети и подростки погружены в технологии интернета, соцсети, игры, медиа, язык которых неинтересен их бабушкам и дедушкам, полагают эксперты. В итоге они не могут передать внукам и правнукам свой исторический опыт. Наличие веб 2.0 (современные интернет-проекты и сервисы, развиваемые и улучшаемые их пользователями) не только отдаляет поколения друг от друга, но и заменяет содержание знаний - их качество падает, резюмировали эксперты. Поисковые системы не располагают оценочными критериями, а выдают информацию в основном по ее временному появлению. В итоге у молодого поколения отсутствует "смысловая матрица", они полностью погружены в виртуальную реальность. А власть еще не выработала механизмов регуляции интернет-стратегии. - Научное и экспертное сообщество медленно осваивают медиа и интернет. Очень важно их активно использовать, сейчас есть недостаток этого, причем это - важный инструмент коммуникации с молодежью. Так как благодаря ему (интернету - "Известия") изменилась направленность социализации. В веб 2.0 отсутствует патриотизм, - полагает доцент кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ Иван Чихарев. Потеря качества контента дезориентирует школьников и студентов и влияет на их социальное поведение. Веб 2.0 так и не стал горизонтальным средством коммуникации, добавил эксперт. - У нас разрыв поколений, который может оказаться пропастью. Старшие не осваивают формы общения со своими потомками. Дети не понимают мнений взрослых. Это заставляет нас идти друг к другу через сеть, и быстрее выстраивать коммуникацию с другими поколениями, - пояснил Андрей Шутов. - Например, в обществознание предлагается вести курс коммуникации через сеть. Октябрята и пионеры ушли в прошлое. Руководитель регионального отделения Российского общества политологов Дарья Маковская сообщила, что ее 17-летний сын изучает историю по телепрограммам. - Он рассказывал, что на уроке истории в 11-м классе они смотрят программу "Намедни", - сообщила она. Андрей Шутов заметил, что клиповое сознание молодежи "парализовало контекстное мышление или восприятие длинного текста". - Это влияние средства на содержание. Форма блокирует содержание. Если мы не будем знать, как разблокировать содержание, мы можем проиграть, - резюмировал он. До конца года ИЭСИ планирует провести аналогичные мероприятия в 10-12 городах России. Уже намечены семинары во Владивостоке, Ярославле и в Томске.