Войти в почту

Спасение от «фейковых новостей» — дело рук самих пользователей

Учёные показали, что делает людей более доверчивыми к новостям и мешает самим перепроверять факты. Рост числа различного рода источников и стабильное увеличение потока информации неизбежно отражается на её качестве. В условиях стремительного развития интернет-технологий изменилось и само понятие источника. Создание контента перестало быть прерогативой только СМИ. Свободный доступ в сеть даёт возможность каждому желающему вынести на обозрение общественности информацию самого разного толка. Вполне закономерно, что в таких условиях подчас совершенно теряется уникальность подачи любой новости, и на первый план выходит не качество информации, а скорость её подачи. Вместо того, чтобы обратиться к первоисточнику, пользователи (равно как и многие СМИ) зачастую слепо полагаются на достоверность своего источника и не перепроверяют его информацию на подлинность. Подобный подход привёл к росту количества некачественных и зачастую намеренно искажающих действительность новостей на просторах виртуального пространтства. В конце прошлого года Facebook заявил о запуске процедуры для проверки новостей CrossCheck. Сделано это было после президентских выборов в США в 2016 году, на которых победил Дональд Трамп. Facebook обвинили тогда в бездействии, в то время как на просторах соцсети активно распространялись ложные публикации, которые якобы способствовали победе кандидата от республиканской партии. Как борются с фейковыми новостями В результате Facebook предоставил пользователям возможность помечать сомнительные новости и отправлять их на проверку в специальный портал, организованный вместе с ведущими американскими информационными агентствами и фактчекинговыми сайтами ABC News, Associated Press, FactCheck.org и другими. Аналогичная схема была задействована в связи с выборами в Германии при поддрежке ресурса Correctiv, а также во время недавних выборов президента во Франции совместно с Le Monde, Agence France-Presse, Libération и другими. Однако на практике пометка о «фейковой новости» зачастую приводит к обратному результату и только повышает количество переходов на сайт с сомнительной информацией, заявила недавно The Guardian. К подобному выводу в издании пришли после того, как проследили за опубликованной в марте 2017 года на портале Newport Buzz заметкой, в которой рассказывалось, как тысячи ирландев-иммигрантов использовали в США в качестве рабов. «Несмотря на то, что Facebook пытался управлять переходами на страницу и предлагал пользователям не делиться ссылкой, это дало обратный эффект», — пояснил редактор сайта Newport Buzz Кристиан Винтроп в интвервью The Guardian. Как мы реагируем на новости Группа учёных из Колумбийского университета Нью-Йорка (Columbia University) провела исследование с целью выяснить, почему интернет-пользователи зачастую полагаются на самые ненадёжные источники и не прибегают к проверке сомнительного рода информации. По словам учёных, их интересовало выявление факторов, под воздействием которых люди полагаются на достоверность того, что читают. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В своём исследовании авторы отталкивались от того, что поведение человека во многом зависит от влияния на него окружающей среды. Известно, что коллективное сознание может оказывать преобладающее влияние на поведение человека и зачастую сказывается на самых разных аспектах жизнедеятельности, начиная от работоспособности и заканчивая здоровьем. Учёные предположили, что не только реальное, но и воображаемое присутствие других людей в едином виртуальном пространстве может влиять на доверчивость людей. Исследователи провели ряд эскпериментов, в которых приняли участие 2336 пользователей ресурса Amazon Mechanical Turk (MTurk), которым предлагалось читать новостные заголовки и идентифицировать их на ложность. При этом в некоторых случаях у испытуемых была возможность видеть то, как оценили новость другие пользователи. Также отдельные задания подразумевали получение вознаграждения за верный ответ или самостоятельный поиск доказательств, подтверждающих правдивость или ложность новости. Эксперимент показал, что самыми доверчивыми оказались те пользователи, которые имели возможность видеть мнение других. Учёные отметили, что степень уверенности при этом не зависела от того, доверял ли пользователь окружающим или нет, решающим фактором было само чувство сопричастности с социальной группе. По словам исследователей немаловажную роль сыграли также условия анонимности, на которых проводился эксперимент, что также освобождало от отвественности испытуемых и побуждало их отказываться от самостоятельной проверки информации. Как оградить себя от информационого мусора Учитывая данные исследования, учёные пришли к выводу, что одного модерирования «фейковых новостей» со стороны СМИ или социальных сетей недостаточно в условиях, когда пользователи сами “рады обмановаться”. Сократить количество недостоверной информации в интернете возможно только при обоюдном участии двух сторон. Сравнивать источники, анализовать читаемый материал и пытаться вникнуть в саму суть проблемы, не просто пробегая глазами текст и распространяя его дальше среди своих каналов и друзей — задача каждого современного пользователя. Только так можно будет оградить себя от потока ложных новостей и в целом сократить его.

Спасение от «фейковых новостей» — дело рук самих пользователей
© Йод