Войти в почту

Россия создала уникальную подводную лодку для операций в Арктике

Эта уникальная концепция подводной лодки, о которой рассказывает hisutton.com, была разработана в ЦКБ "Рубин". Она предназначена для проведения придонных исследований с использованием активного эхолокатора очень низких частот, которые могут проникать в морское дно. Приемники для этого эхолокатора устанавливаются на подобные крыльям структуры, которые выступают из боков подлодки. По размерам это большая подводная лодка, где-то между атомной ПЛ и ПЛ с баллистическими ракетами. Крылья примерно 45 м в длину, так что общая ширина лодки вместе с крыльями составляет около 100 м. Несмотря на их внешний вид, "крылья" вряд ли будут оказывать эффект подъемной силы на подводную лодку. Вода очень похожа на воздух (вспомните гидродинамику), но ПЛ используют водоизмещение вместо подъемной силы, чтобы изменять глубину (как дирижабль, только наоборот). Однако подводной лодке нужно оставаться на стабильной глубине. Регулировка глубины с помощью крыльев (так называемые гидропланы) требует много энергии и создает гидродинамический шум, который не совместим с использованием эхолокатора. Кроме того, внезапное погружение может быть опасно. Поэтому "крылья" эхолокатора были разработаны так, чтобы не влиять на глубину. Сейсморазведка придонного сонара обеспечит оптимальное размещение на морском дне таких объектов как буровые установки и анкеры для подводных ядерных реакторов. В оборонном контексте он может обнаруживать подземные объекты и помогать с размещением военных датчиков или связью. Обычно придонное профилирование осуществляется с надводного корабля. Единственная причина делать это с подлодки - возможность работать под ледяной шапкой. Однако, сложность заключается в том, что большая часть арктического шельфа очень мелкая (особенно в Восточно-Сибирском море) и глубина льда на всем протяжении сильно разнится, вертикальные столбы льда могут достигать сотен метров под водой и даже доходить до морского дна. Так что подводной лодке шириной 100 м будет гораздо труднее маневрировать, чем другим подводным лодкам. В интервью российским СМИ в апреле 2017 года главный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Евгений Топоров заявил, что строительство начнется в 2020 году. Лодка оценивается примерно в 40% стоимости обычной боевой подводной лодки благодаря отсутствию системы вооружения. Подводная лодка для сейсморазведки будет работать как часть более широкой сети подводных элементов предназначенных для добычи углеводородов и полезных ископаемых "Айсберг". Проект "Айсберг" по изучению потенциальных углеводородных технологий в Арктике финансируется Фондом перспективных исследований, и, как сообщается в российских СМИ, был представлен на выставке "Арктика – территория диалога" в Архангельск в марте 2017 года. Другие составляющие сети включают в себя автономные атомные электростанции, АПА (автономные подводные аппараты) и буровые установки. Хотя роль новой подводной лодки позиционируется как сугубо гражданская, даже российские государственные СМИ указывают на ее военное применение. Например, помощь с исследованием морского дна для навигации и позиционирования элементов новой подводной системы гидроакустического слежения "Гармония", некоторые из которых Россия намерена разместить в Арктике.

Россия создала уникальную подводную лодку для операций в Арктике
© ФБА "Экономика сегодня"