Ещё

Контроль и свобода: Как отличается корпоративная культура Apple и Google 

Фото: Inc.

Apple стремится все контролировать.

Это видно даже по офисным обедам. «В Caffè Macs (так называют столовые в Apple) вам подадут красиво оформленные блюда с идеально подобранным сочетанием белка и овощей, как в лучших ресторанах, — говорит Скотт. — Еда здесь „вертикально интегрирована“, как и все продукты Apple. Например, у Caffè Macs есть собственный поставщик рыбы, чтобы гении, которых они нанимают, оставались здоровы». И, разумеется, за еду нужно платить.

Другой пример. В Apple, как и в Google, сотрудники передвигаются на велосипедах: погода в Кремниевой долине хорошая, а расстояние между кампусами немалое. Обе компании предоставляют сотрудникам корпоративные велосипеды. В Apple они красивые (серебряные рамы, черные сиденья и красные звонки), но одинаковые. Парковать их в Apple негде, поэтому велосипеды аккуратно подвешиваются к стенам в специальных помещениях для хранения.

Google стремится все объединять.

«В Google нет помещений для хранения велосипедов. Велосипеды разбросаны повсюду. Они разных цветов. И примерно треть из них сломана. Но выглядит это все весело», — говорит Скотт.

В столовых еда бесплатная и разнообразная. «Там что-то вроде шведского стола, — поясняет Скотт. — Все блюда очень вкусные, полностью органические и можно набрать полную тарелку разнообразной еды, которая никак не сочетается между собой».

Какой из этих подходов лучше? Однозначного ответа нет. «Мне нравятся обе компании, — говорит Скотт. — Возможно, в глубине душе я больше люблю Google, чем к Apple. С другой стороны, я скорее куплю iPhone, чем Android, и предпочту пообедать в Apple, а не в Google».

В Google по умолчанию отвечают «да»

На примере столовых и велосипедов видны разные подходы компаний к инновациям, говорит Скотт. «Если человек хочет сделать какой-то проект в Google, ему не нужно спрашивать разрешения. Достаточно просто сообщить об этом и приступить к реализации. Там царит динамичная культура — до того, как пришла в Google, я нигде такого не встречала».

По словам Скотт, в Google «склонны говорить „да“. „Вы можете делать что считаете нужным, а если кто-то захочет вас остановить, ему придется приложить усилия. Другими словами, нужны усилия не чтобы начать, а чтобы остановить начатое“.

Эта культура возникла не случайно, а в результате досадного личного опыта соучредителя Google Ларри Пейджа. „Ларри рассказал мне, как однажды подрабатывал на летних каникулах и его начальник дал ему задание, рассчитанное на все лето, — рассказывает Скотт. — Ларри придумал, как выполнить это задание за полдня. Но начальник сказал: „Нет, так нельзя. Делай, как у нас принято“. Ларри это обескуражило. Всем нам знакомо это чувство. Он посмотрел на меня и сказал: „Я не хочу, чтобы кому-либо из сотрудников Google пришлось пережить подобное“. И Google сделал многое, чтоб сотрудники никогда не почувствовали, что им „подрезают крылья“.

По мере роста и расширения компании эта культура не исчезла благодаря Мариссе Майер. „Был момент, когда в компании стали отказываться от новых идей и стало трудно реализовать свои задумки“, — говорит Скотт. Тогда Майер внесла ряд изменений. К примеру, позволила разработчикам по собственному желанию проводить эксперименты, задействуя в них определенный процент пользователей. Предварительное согласие руководства при этом не требовалось. „Некоторые из этих экспериментов довольно дорого обходились компании, — говорит Скотт. — Департамент продаж негодовал. Но с точки зрения культуры это было очень правильным шагом“.

В Apple по умолчанию отвечают „нет“. Но если уж здесь говорят „да“, то предоставят в ваше распоряжение все, что потребуется.

Коллега по Apple рассказал Скотт, что новым сотрудникам компании он первым делом показывает две папки: папку „Да“ и папку „Нет“. В папке „Да“ четыре страницы, в папке „Нет“ — тысячи. „Главное, чему надо было научиться в Apple, — не опускать руки из-за отказов и продолжать продвигать свои идеи“, — говорит Скотт.

Если удавалось убедить начальство дать согласие, вы получали все необходимые ресурсы. „Я пришла в Apple разрабатывать учебный курс, — вспоминает Скотт. — Мне дали на это пять месяцев. Если бы мне пришлось делать подобный курс для Google, мне бы и минуты не дали“. (По ее словам, знаменитые „20% рабочего времени на собственные проекты“, существующие в Google, — скорее фантазия, чем реальность.)

Скотт рассказывает, что в Google ей скорее всего пришлось бы нервно составлять план курса в ночь перед презентацией. „В Apple меня освободили от других проектов и не просили делать ничего кроме разработки учебной программы. Это было потрясающе. От меня ждали тщательной работы и идеального результата“.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео