Не только коллайдер, но и открытые ловушки

На протяжении нескольких десятилетий ученые ИЯФ СО РАН успешно ведут работы созданию и удержанию высокотемпературной плазмы в магнитной конфигурации открытая магнитная ловушка. В последнее время благодаря осуществлению дополнительного нагрева электронов с применением разработанного в Институте прикладной физики РАН гиротрона реализовано повышение температуры электронов до 10 миллионов градусов. Это очень существенный шаг в повышении характеристик открытых ловушек на их пути к реакторным параметрам. Однако уже достигнутые параметры открытых ловушек очень существенно уступают достигнутым на токамаках. На токамаках параметры, требуемые для термоядерного реактора (температура — 400 миллионов градусов, плотность — 1020 м-3, время удержания энергии — 0.2 секунды), уже достигнуты на различных токамаках. Для реализации данных необходимых для термоядерного реактора параметров на одной установке и обеспечения горения плазмы длительное время (~1000 секунд) и строится токамак-реактор ИТЭР. ИТЭР сооружается семью партнеры (34 страны, в которых живет более половины человечества и выпускается ~85% ВВП планеты). Все партнеры активно участвуют в сооружении ИТЭР. В ноябре 2016 года состоялось заседание Совета ИТЭР, на котором был утвержден график сооружения ИТЭР с получением первой плазмы в 2025 году. Все партнеры рассматривают сооружение ИТЭР и получение на нем термоядерного зажигания (отношение термоядерной мощности к мощности необходимой для получения и нагрева плазмы Q=10) в качестве необходимого шага к будущему демонстрационному термоядерному реактору ДЕМО. Практически все партнеры имеют национальный проект ДЕМО. У всех он проектируется на базе магнитной конфигурации токамак, изобретенной и реализованной в 1950-х в Советском Союзе (в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова). Анатолий Красильников, доктор физико-математических наук, руководитель проектного офиса «ИТЭР-Россия»