Войти в почту

Еженедельная программа "Вести.net" от 15 апреля 2017 года

Предсказания фантастов сбываются быстрее, чем мы того ожидали. Напитки теперь можно передать через Интернет, серийная спортивная обувь печатается на принтере, а машины на лету распознают лица людей и обещают читать по ним эмоции. Подробнее обо всем этом и об остальных технологических событиях уходящей недели — в итоговом выпуске программы Вести.net. Привет, планета, это программа Вести.net которая снова вернулась в Москву, в столичную непредсказуемую погоду. Поэтому пересидим пока в помещении. Сегодня у нас программа посвящена в основном (даже не знаю, как сказать) практической футурологии. Мы, собственно, всегда стараемся именно об этом рассказывать. Но в этот раз — просто тележурнал "Фантастика и жизнь". Даже не знаю, что какое из сбывшихся предсказаний плохих фантастов выбрать на место первого сюжета. Наверное, самое бредовое. Интернет-напитки, извините. Ученые телепортировали лимонад по Интернету Сингапурские исследователи нашли способ определять вкус и цвет жидкости, и передать его по Сети. Работающие над проектом по цифровой имитации вкусов и запахов ученые разработали специальное устройство, способное определять и синтезировать вкусовые качества напитков. Оно состоит из трех частей. Первая часть "сканирует" жидкость при помощи набора сенсоров, измеряющих цвет и кислотно-щелочной баланс. Полученные таким образом данные затем передаются по Сети. Вторая часть, которая занимается синтезом вкуса, своим видом напоминает обычную кружку. При этом для того, чтобы попробовать вкус напитка, пить из нее вовсе не обязательно. Вместо этого нужно лизнуть внешнюю сторону кружки. Там расположены электроды, по которым идет ток, стимулирующий вкусовые рецепторы на языке. Интенсивность тока измеряется в нескольких микроамперах, поэтому он не может причинить никакого вреда здоровью. Несмотря на то, что вкус передается только за счет электродов, в кружку можно налить воду, и она будет подсвечиваться под цвет передаваемого напитка. Как утверждает журналист CNet, попробовавший интернет-лимонад, он действительно ощутил тот же вкус, каким обладал изначальный напиток. При этом он мог отрегулировать его интенсивность — сделать более или менее кислым. По словам исследователей из Национального Университета Сингапура, их устройство поддерживает всю базовую вкусовую палитру — передаваемый напиток может быть не только кислым, но и сладким, горьким и соленым. Ученые рассчитывают, что уже в ближайшем будущем они смогут предложить некий коммерческий продукт, в котором электроды будут убраны с внешней стороны стакана. По мнению исследователей, его могли бы взять на вооружение всевозможные бары и рестораны. Однако для запуска такого продукта пока не хватает технологии передачи запаха, без которого ощутить полный вкусовой спектр человек не в состоянии. Второй сюжет тоже выглядит бредовым. Сами посудите, он про печать обуви! Но есть подозрение, что это первые звоночки революции в производстве чуть не вообще всего. Вот уж не думал, что это произойдет на моем веку, да еще так обыденно. Кроссовки Adidas могут оказаться первым массовым продуктом, который будет напечатан на 3D-принтере. Во всяком случае, частично — печататься будут подошвы. В этом году в продаже появится первая партия из пяти тысяч кроссовок, на следующий год планируется выпуск 100 тысяч пар печатной обуви. Это крайне небольшая доля от общего объема — в прошлом году германский концерн выпустил около 360 миллионов пар кроссовок. Но это не умаляет того факта, что принтеры впервые приходят в серийное производство обуви. 3D-печать уже давно используется всеми основными игроками, включая Nike и New Balance, но лишь на этапе проектирования, создания прототипов. Печатать обувь (даже, казалось бы, такую несложную деталь, как подошва) еще вчера было дорого и долго. Во всяком случае, по сравнению с классическим процессом отливки подошв из резины. Немецкие обувщики пытались оптимизировать технологии 3D-печати к производству, начиная с 2015 года. Но пока до прилавков дошла только микроскопическая партия из нескольких сотен пар кроссовок, которые к тому же стоили по 333 доллара — в частности из-за того, что подошва печаталась по десять часов и получалась, конечно, инновационной, но не слишком гибкой и удобной. Поменяв нескольких партнеров, Adidas остановились на стартапе Carbon из Силиконовой долины. Эта команда, получившая инвестиции от Google и General Electric, работает над промышленными принтерами, печатающими из жидкой резины, которая потом запекается. Carbon сумел сократить время печати подошвы до полутора часов и обещает довести его до 20 минут. Причем, уверяют, что продукт получается очень легким, гибким и прочным. И его внешний вид и дизайн легко можно менять, вплоть до выпуска кроссовок, созданных с учетом индивидуальных особенностей покупателя — веса и походки. То есть резко снижается стоимость перехода на новую модель: раньше обувь не имело смысла выпускать партиями меньше, чем в 10 тысяч пар, иначе формы для отливки подошв просто не окупались. Пока что проект печатных кроссовок — скорее, инновационный пиар для Adidas. Но известно, что Nike также работает над внедрением подобных технологий в партнерстве с Hewlett Packard. Здесь ставка сделана на классическую модель послойной печати из пластикового порошка, но в десять раз быстрее, чем раньше, и вдвое дешевле. Вообще же рынок 3D-печати через пять лет обещает вырасти до 25 миллиардов долларов, причем рост будут задавать автомобильная промышленность, медицина и ювелирное дело. Учитывая то, что в странах бывшего СССР спортивные костюмы и обувь Adidas — это форма одежды специфических неформальных групп, тут хочется употребить слово "печатка". Во-первых, выглядит крайне уместно. А во вторых, в новом модном хайтек-значении. Впрочем, и те печатки, которые печатки, тоже будут печатать. Cледующая страница нашего тележурнальчика — все та же плохая фантастика. Только на этот раз расскажем о нашествии роботов. Ну, то есть пока еще никого не поработили, но что-то автоматы активничают при попустительстве одних людей и активной помощи других. Беспилотные роботы-курьеры начали доставлять еду в Сан-Франциско. В городе уже действуют три конкурирующие фирмы, предлагающие автоматизированную доставку еды из ресторанов. Одна из них, Marble — стартап, в буквальном смысле основанный на космических технологиях. Кампанию запустили трое выпускников университета Карнеги-Меллон — Мэтт Делейни, Джейсон Калайаро и Кевин Питерсон. В университете они вели работу над проектом лунохода в рамках DARPA's Grand Challenge — заказчиком выступало министерство обороны США. Считается, что именно этот проект послужил отправной точкой для бурно растущей ныне индустрии беспилотных автомобилей. По завершении работы выпускники разделились — двоих взяли в NASA, а Дейлейни отправился работать инженером в A le. Они воссоединились в 2015 году для работы над роботом-курьером. В этот момент к троице присоединился Харрисон Ших — бывший сотрудник Google, успевший к тому моменту поучаствовать в запуске социальной сети Google +. Marble удалось заключить партнерское соглашение с сервисом yel 24 — аналогом Delivery Club. Сегодня их роботы-курьеры обслуживают четыре ресторана и осуществляют доставку в двух районах Сан-Франциско. С ними конкурируют еще две компании: Starshi Technologies и Dis atch. Их решения практически не отличаются друг от друга. Разница заключается в наборе используемых роботами сенсоров. Разработка Marble в этом плане оснащена не хуже новейших автомобилей. Помимо камер и ультразвуковых датчиков она также использует лидар для определения расстояния между объектами. При помощи сенсоров роботы не только ориентируются в пространстве, но и постоянно изучают свои маршруты. После выполнения каждого заказа они автоматически обновляют дорожную карту. На данный момент к каждому беспилотному курьеру приставлен сотрудник компании, следящий не только за его работой, но и за реакцией людей вокруг. В Сан-Франциско сейчас достаточно турбулентная социальная обстановка. Половина города работает в IT-индустрии и получает высокие зарплаты, а другая рискует в любой момент оказаться вытесненной со своих мест если не роботами, то стремительно растущей стоимостью жизни в регионе, растущей как раз из-за богатеющего хайтек-центра. Поэтому реакция граждан на беспилотного курьера может быть непредсказуемой. К тому же нельзя недооценивать и силы обычных хулиганов. Для того чтобы заказ не попал в чужие руки, багажник беспилотника закрывается на ключ — цифровой. Пароль от него приходит заказчику СМС-сообщением. Точное время исполнения заказа разработчики пока не называют, но известно, что их главный конкурент — Starshi Technologies — осуществляет доставку за то же время, что и обычный человек — за 15-30 минут. При этом сложно проверить экономическую целесообразность использования столь дорогостоящей техники. Вероятно, что тестирование этой технологии — только шаг на пути к чему-то большему. С другой стороны, улицы Сан-Франциско, а в особенности те, что пролегают по знаменитым холмам города, обладают настолько крутыми уклонами, что передвигаться по ним пешком совершенно не хочется. И возможность избавиться от этой необходимости, как кажется, может оправдать любые средства. В общем, не очень я верю в эффективность этих луноходов по сравнению с курьерами-людьми. А вот следующее начинание — на этот раз роботы бестелесные претендуют на рабочие места дизайнеров. Страшное дело. Google запустил экспериментальную платформу для рисования. Программа называется AutoDraw, в ее основе лежат крайне популярные сегодня алгоритмы машинного обучения. Они помогают распознавать нарисованные пользователем образы и находить им аналоги из базы профессиональных рисунков. Таким образом, любой человек, даже напрочь лишенный каких-либо навыков рисования, может быстро составить коллаж из заранее заготовленных картинок, не тратя при этом времени на их поиск. Все, что для этого нужно, — начертить, причем насколько угодно плохо, тот или иной объект и выбрать ему замену из картинок, представленных в меню. Тут стоит отметить, что пока алгоритмы распознавания работают не идеально. Вместо нарисованной пользователем звезды программа может предложить акулу или даже боевой топор. Получившиеся рисунки при этом выглядят схематично. Речь не идет о какой-либо фотореалистичной графике. Но подобный инструмент может пригодиться для создания несложных иллюстраций для открыток или презентаций. Тем временем профессиональные художники, рискующие теперь остаться без части заказов, имеют возможность передать свои творения сервису. Правда, безвозмездно. Из-за того, что все вычисления проводятся при помощи нейросетей, традиционно расположенных в облаке, AutoDraw работает в браузере, а значит, поддерживается буквально всеми устройствами. Примечательно также, что алгоритмы машинного обучения AutoDraw были натренированы на другой экспериментальной программе Google QuickDraw — это игра, где пользователь должен изобразить какой-нибудь объект таким образом, чтобы компьютер распознал его в течение 20 секунд. Конечно, пока что в мироощущении нейросети есть поразительные дыры. Вот, казалось бы, вся Силиконовая долина влюблена в фантастику, космонавтику (как писал Рей Брэдбери: "Р — значит ракета"), а смотрите — серьезно, телефон? Акула? И еще один сюжет из той же области — внедрение фантастических технологий в жизнь. Вот кто мог подумать, когда вышел фильм "Терминатор", что распознавание лиц нужно не для того, чтоб Сару Коннор найти, а чтобы следить за сотрудниками и покупателями. Технологии по распознаванию лиц из экспериментальной категории переходят в бизнес-системы. Российская компания "1С-Битрикс" встроила в свою систему решения по распознаванию лиц на базе нейронной сети. Об этом стало известно на презентации, посвященной глобальному обновлению CRM — системы автоматизации управления процессами "Битрикс24". В ней и появились программы, которые получили название Face-трекер и Face-карт. Разработки предназначены для полноценной замены пластиковых пропусков в офис и скидочных карт в магазинах. Face-трекер позволяет продавцу видеть на компьютере имя клиента, историю покупок и уровень скидки. Интересно, что Face-трекер в его нынешнем варианте — это развитие технологии внутри системы "Битрикс24". В прошлом релизе распознавание покупателя происходило на базе технологии приложения FindFace, чтобы потом его можно было найти в социальных сетях для дальнейшего взаимодействия. "С точки зрения бизнеса это очень любопытный сценарий. Я бы очень хотел, чтобы в будущем социальные сети дали возможность давать объявления по фотографиям. Вот вы сфотографировали человека и далее могли бы дать объявление, чтобы ему скидки, условия, новые какие-то акции, предложения, блюда ресторанные, чтобы оно могло появиться в рекламных сетях. Если этот сценарий заработает, то весь наш эксперимент с Face-трекером получит совершенно новое дыхание. Но и сейчас им пользуются", — рассказывает Сергей Рыжиков, основатель сервиса "Битрикс24". Еще один сценарий использования Face-трекера – учет рабочего времени сотрудника. Вместо пропускной системы в офисе на ресепшене устанавливают планшет с программой, которая сама распознает лица сотрудников и предлагает начать или завершить рабочий день, а также выставить перерыв на обед. Безусловно, вечно "опаздывающие" сотрудники попробуют систему обмануть с помощью более ответственных коллег, которые могли бы, например, показывать планшету фотографии на телефоне или напечатанные на бумаге. Однако это не сработает. Программа просит пользователя улыбнуться или мигнуть и таким образом понимает, что перед ней живой человек. Такие меры защиты предусмотрели разработчики программ Face-трекер и Face-карт — российские программисты из компании NTechLab. Нейронная сеть этой компании заняла первое место в мире на конкурсе MegaFace, в котором представленный россиянами алгоритм смог обойти более 100 решений от конкурентов, в том числе программу Facenet от Google. "Здесь есть несколько решений. Решение, которое предлагается в системе "Битрикс24", — это один из вариантов, когда человека просят совершить какие-то действие (call to action), и тогда мы понимаем, что человек так может сделать, а фотография не может. Существуют довольно экзотичные истории, с которыми и это решение тоже можно обмануть. Не на уровне ресторанов. Все мы смотрели фильм "Миссия невыполнима", когда одевается маска и та же самая маска может обмануть любую систему. Но, тем не менее, с точки зрения бизнеса практически в 100 процентах случаев такие варианты абсолютно рабочие и помогают обезопасить работодателю, который использует это решение, свой бизнес от злоупотребления со стороны сотрудников", — отметил Михаил Иванов, генеральный директор N-Tech.Lab. Объем рынка распознавания лиц в 2022 году достигнет 9,6 миллиарда долларов. Это формирующаяся индустрия, которая, по прогнозам аналитиков, будет расти из-за огромной востребованности технологий распознавания лиц в разных сферах современного общества: от государственной безопасности до маркетинговых коммуникаций будущего. А теперь – к дню сегодняшнему. В Москве состоялась российская премьера самого ожидаемого флагмана первой половины 2017 года — Samsung Galaxy S8. Один из образцов я выкрал. Что в нем интересного – вы узнаете в программе Вести.net.

Еженедельная программа "Вести.net" от 15 апреля 2017 года
© Вести.Ru