«Говори тише — тут холодильник»: спецслужбы «вербуют» бытовую технику

Как следует из публикации WikiLeaks, «умные вещи» способны заниматься прослушкой и даже перехватывать управление. Как защититься от несанкционированного доступа к электронике, и какое будущее ожидает рынок «умных вещей»?

«Говори тише — тут холодильник»: спецслужбы «вербуют» бытовую технику
© DPA/TASS

Хакеры из ЦРУ поставили на службу «умные вещи». Слышать теперь могут не только стены, но и бытовые приборы. Те же телевизоры с голосовым управлением, которые пишут разговоры в доме и отсылают их на серверы спецслужб. Это один из немногих примеров в публикации WikiLeaks. Там же можно найти упоминание о разработке софта для автомобильных компьютеров. Потенциально, подобная программа может заниматься прослушкой, или, что хуже, перехватывать управление. ДТП, несчастный случай, а то, что двигатель на скорости в 100 км/ч заглох по команде, никто не узнает. Вероятно, подобный арсенал есть не только у ЦРУ. И это плохая новость для рынка Интернета вещей. «Умные дома», смарт-приборы и многие другие технологии, которые только выходят в массы, оказались под колпаком спецслужб. Что с этим делать? Принять как данность или заменить технологии людьми? Свое мнение Business FM высказала

гендиректор компании InfoWatch Наталья Касперская:

«Я занимаюсь информационной безопасностью и боюсь электроники, думаю, что туда подсадят всякие вирусы, шпионские программы. У меня ответ очевиден. Хотя, с людьми тоже есть проблемы, и это понятно. По крайней мере, ты можешь посмотреть человеку в глаза и понять, что он там думает, или хотя бы думать, что ты понял, что он думает. Устройство — смотри не смотри, там ничего не разглядишь. Непосвященный человек просто не понимает всех угроз».

Президент «Евросети» Александр Малис

к «умным вещам» относится также настороженно:

«Лишних людей я не люблю видеть, но при этом смарт-системы сегодня работают не идеально. Иногда они настолько смарт, что считают своим долгом управлять домом так, как хотят. Я несколько раз снимал дома на отдыхе со смарт-системами, иногда это был просто ужас».

Пользователи, как могут, ограждают свою жизнь от проникновения. Марк Цукерберг, например, заклеивает изолентой камеру и микрофон на ноутбуке. Министр Лавров не берет мобильный на важные переговоры. Бизнесмены пользуются кнопочными телефонами, которые умеют только звонить. Растет движение «даунгрейдеров» — людей, которые отказываются от ненужных цифровых возможностей. И неспроста на рынке появилась обновленная версия Nokia 3310, отмечает

генеральный директор Group-IB Илья Сачков:

«Я никогда свой смартфон не променяю на кнопочный телефон. Для многих людей, которые пускаются в эру использования гаджетов, совершенно не понимая некой опасности, для них, наверное, кнопочный телефон может быть гораздо лучше. Я уверен, что тот бренд, который недавно анонсировал выпуск своего старого, кнопочного телефона, он будет сверхпопулярной штукой».

Но «умные вещи» все равно возьмут свое. И, по мнению экспертов, на развитие этого рынка публикация WikiLeaks уже повлиять не сможет. Мы все давно живем в «матрице», говорит

основатель торгового онлайн-центра Wikimart Максим Фалдин:

«Давно люди находятся в жесткой зависимости от всех тех институтов, инструментов и разных образований, которые они сами же создали. Я когда все это увидел, у меня возникло желание заклеивать ноутбук пластырем, как Цукерберг это делает».

В конце концов, у массового пользователя нет таких секретов, которые стоило бы скрывать от умного телевизора. А если и потребуется решить какой-нибудь щепетильный вопрос, всегда можно сказать: «Говори тише — тут холодильник».