Войти в почту

Жизнь интернета под землей

На Банки. ру — премьера сериала «Антонина Самсонова в сетях прогресса». В первой серии руководитель направления «Мобильная связь и Интернет» на портале Банки.ру Антонина САМСОНОВА раскрывает тайны работы сети Интернет в московской подземке. «Выезжает поезд из тоннеля…» «Ежедневно 42 минуты под землей сюда-туда, туда-сюда…», пел Валерий Сюткин про московское метро в одной из своих песен. Известному артисту (если он действительно ездит на метро) еще повезло, по московским меркам 42 минуты в день в метро — это совсем немного. У меня в будний день получается 40 минут минимум в метро по дороге на работу и столько же обратно. Итого час двадцать. Если нужно куда-то дополнительно заехать, тайминг увеличивается до двух часов и более. При нашем бешеном ритме 2 часа в день – это очень много. По закону подлости именно в эти два часа происходит что-то важное. Нечто требующее быстрой реакции. А когда у тебя онлайн-проект, лишние два часа в сети реально спасают: почту почитать, функционал потестировать, в соцсетях отметиться. Очень удобно! Продуктовый виджет Маленькое лирическое отступление: как-то неожиданно для многих из нас связь из предмета роскоши стала услугой первой необходимости. Когда я училась на первом курсе института (в 1997-1998 годах), мобильный телефон был вещью статусной, мало кому доступной. Потом телефоны стали появляться у многих, но драгоценные минуты и секунды трафика бережно экономились. Такая же история была и с домашним Интернетом. С особой «нежностью» вспоминается Интернет по телефонной линии: только бы дозвониться, подключиться… И вот оно, счастье: правда, минуты надо считать, чтобы всё успеть! Рынок развивается пугающими темпами и вот уже смартфон в кармане по функциональности почти не уступает стационарному компьютеру. Но за развитием возможностей растут и потребности. Любой незначительный сбой в сети оператора или провайдера поднимает волну возмущения абонентов, которой благополучно накрываются кол-центр и прочие операторские службы. На улицах, на работе, дома, в магазине всегда есть доступ в сеть. Проблемы были только в метро. Постепенно связь пришла и туда. Сначала операторы подключили станции метро, кое-где в тоннеле тоже можно было получить доступ, пусть и ограниченный. Любимой отдушиной пассажиров были наземные перегоны. Поезд выезжает из тоннеля – половина вагона тут же обращается к телефонам: проверить сообщения, позвонить, что-то обновить, скачать. И вот 1 декабря 2014 года в поездах всех линий московского метро появилась бесплатная сеть Wi-Fi, как совместный проект Департамента транспорта, Московского метрополитена и компании «МаксимаТелеком». Особенно продвинутые пользователи начали тут же тестировать новые возможности. По отзывам, качество связи было очень неплохим и даже улучшалось со временем. Есть такая вещь – профессиональная деформация. Работая много лет в интернет-проектах, телеком-компаниях и банках, невольно начинаешь параноидально охранять свои персональные данные. Ведь каждый день по работе сталкиваешься с ситуациями, когда личными данными клиентов кто-то воспользовался. Не в пользу этих клиентов, естественно. Поэтому я долго сопротивлялась Wi-Fi в метро. Но в какой-то момент потребности пересилили страхи. Однажды, замирая от страха, или от собственной смелости, я впервые вошла в сеть MosMetro_Free. Процесс подключения оказался несложным и совсем не страшным. Из личных данных при регистрации указывается лишь номер телефона, который, судя по количеству приходящего мне спама, все равно не знает только ленивый. Как подключиться В настройках Wi-Fi телефона выбрать сеть MosMetro_Free или MT_FREE (ниже расскажу, почему сетей две). Зайти на сайт vmet.ro. В специальном поле указать свой номер телефона. Получить SMS с кодом и ввести и его на портале vmet.ro. Больше регистрироваться не потребуется. Система запомнит данные и будет определять телефон автоматически. Бесплатный Wi-Fi: как дома, но на «50 оттенков темнее» Чтобы пользоваться сетью бесплатно, нужно смотреть рекламу на портале www.wi-fi.ru Обычно при входе в сеть сайт открывается автоматически. Если этого не происходит, зайти на сайт придется самостоятельно. По окончании просмотра рекламного ролика Интернет станет доступен. Но ненадолго. По моим наблюдениям, примерно раз в 10 минут сеть «отваливается» и нужно смотреть рекламу заново. Были еще варианты, когда Интернет вроде бы есть, но почти не ощущается. В таком случае надо зайти обратно на www.wi-fi.ru, узнать о том, что есть платная услуга «Как дома», которая обеспечивает автоматическое подключение к wi-fi при входе в вагон без просмотра рекламы. После этого Интернет опять становился доступным. Вот как объясняет ситуацию с периодическим отключением Интернета в метро пресс-секретарь компании "МаксимаТелеком" Илья Грабовский: «Переподключение к сети необходимо в двух случаях: когда вы вышли из поезда (например, для перехода на другую линию и т.д.), либо когда после подключения вы (т.е. ваш девайс) долгое время не проявлял никакой активности в сети. Тогда нужно будет пройти авторизацию снова. Конечно, бывают случаи, когда подключение может пропасть по причине той или иной ошибки. Но мы постоянно работаем над повышением качества сервиса. И рады любой обратной связи от пользователей, которые нам в этом сильно помогают. Что касается пользователей услуги «Как дома», то на их девайсах переподключение (в случае такой необходимости) происходит автоматически, незаметно для них самих, как и первичное подключение к сети.» Видимо мне «везло» на ошибки в работе сети с завидной периодичностью. Или я слишком медленно пользуюсь Интернетом, и сеть не видит моей активности. Но рекламный ролик фильма «На 50 оттенков темнее» я выучила практически наизусть. Нужно сказать, что на разных ветках сеть работает по-разному. Серая и синяя ветки – сеть работает стабильно, практически не пропадает. «Низ» зелёной ветки работает крайне плохо. За 30 минут дороги поймать Интернет удалось минут на пять, не больше. В итоге, когда в какой-то момент сеть отказалась работать, а Интернет был очень нужен, я поддалась на уговоры «МаксимаТелеком» и подключила платную услугу в надежде на чудо. Платный Wi-Fi: чудо по 129 рублей Чудо не заставило себя долго ждать. Практически все вышеперечисленные проблемы ушли как по мановению волшебной палочки. Сеть подключается сразу при входе в вагон, практически не пропадает, скорость нормальная. Единственное неудобство, которое я заметила, периодические проблемы с сетью MosMetro_Free, она работала не всегда. Приходилось принудительно переключаться на MT_FREE и доступ восстанавливался. Возможно это не проблема сети, а особенность моего телефона (IPhone 4S). Для комфортного использования Wi-Fi без рекламы и прочих проблем нужно подключить услугу «Как дома». Услуга довольно дорогая. Стандартная стоимость – 129 рублей в месяц. При оплате банковской картой первый месяц будет стоить 49 рублей, последующие по стандартной стоимости – 129 рублей. При всей заманчивости предложения, платить картой я не рискнула. Не секрет, что открытая Wi-Fi сеть сама по себе небезопасна. А передавать данные карты в Интернет, да еще из открытой сети, небезопасно вдвойне. Да, 129 рублей за чуть более часа в день – очень дорого. Но, таким образом, мой рабочий день продлевается на этот самый час, позволяя решать вопросы по дороге. В таком случае платная опция оправдывает себя. Впрочем, для редких выходов в сеть вполне достаточно бесплатного варианта. Почему сетей две? Как я уже говорила выше, с недавних пор сетей в метро стало две. К старой MosMetro_Free добавилась новая MT_FREE. Что вызывает некую путаницу и опасения у пользователей. За разъяснением ситуации я также обратилась в «МаксимаТелеком». «MT_FREE – единая сеть Wi-Fi во всем Московском транспорте. В единую сеть входит бесплатный интернет в автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, МЦК, поездах и терминалах «Аэроэкспресса». При помощи стикеров пользователей информируют, что они могут подключиться к Wi-Fi пространству под именем МT_FREE и оставаться онлайн на протяжении всего пути в разных видах транспорта. Переход на единое название сети «Московский транспорт» MT_FREE и выключение всех действующих сейчас сетей в транспорте – MosMetro_Free, Mosgortrans_Free, Aeroexpress_Free – происходит поэтапно. Процесс должен завершиться весной этого года» — обещает Илья Грабовский. Так что пугаться не стоит, можно пользоваться и той и другой сетью. Платная услуга также работает в обеих сетях. С сетями и платным вариантом разобрались. Остался еще один вопрос — для самых любопытных: Откуда в метро Интернет? Я обратила внимание, что во время ожидания поезда на платформе сеть недоступна. Сигнал появляется, когда поезд выезжает на перрон. Логично предположить, что источник Интернета располагается непосредственно в поезде. Действительно, сеть устроена именно так. В головных вагонах (их два у любого поезда Московского метрополитена) стоят устройства, раздающие сигнал по точкам доступа, расположенным в вагонах. «Точки доступа, непосредственно раздающие высокоскоростной Wi-Fi пассажирам метро, стоят в каждом вагоне. Места расположения точек разные, т.к. в разных вагонах – разные возможности по размещению оборудования. По понятным причинам мы не раскрываем конкретику. Но нет никакого смысла в поисках места расположения точек доступа: в любой части вагона сеть Wi-Fi работает одинаково хорошо», — утверждает представитель «МаксимаТелеком». Если сеть в вагоне работает плохо, проблему можно решить, просто перейдя в другой вагон. По утверждению провайдера, скорость Интернета не падает в час-пик. Мощности сети должно хватать для того, чтобы в каждом вагоне к ней подключалось около 100 человек. При этом, каждый поезд подключается к сети на скорости до 100 Мбит/с. А пропускная способность всей сети Wi-Fi в Московском метрополитене текущий момент– 30 Гбит/с. Звучит прекрасно! На деле, конечно, все менее радужно. Но в целом услуга хорошая и нужная. А платить или не платить – каждый решает для себя сам. Так что будем на связи! Даже под землей.

Жизнь интернета под землей
© Банки.ру