В 2016 году в России продолжился рост числа пользователей бесплатными коммуникационными сервисами (мессенджерами, мобильными приложениями элетронной почты и так далее), тогда как рост числа пользователей SMS фактически остановился, пишет «Коммерсантъ». По данным онлайн-опроса Ipsos Mori, проведенного по заказу компании Deloitte летом 2016 года, среди молодежи (18−24 года) выросло число пользователей электронной почты (71% против 44% годом ранее). 41% респондентов в возрасте от 45 до 54 лет пользовались этим сервисом, в 2015 году их доля составляла 22%. 77% участников опроса сообщили, что хотя бы раз в неделю совершали голосовые звонки, что на 6% больше, чем годом ранее. Партнер Deloitte Антон Шульга считает, что мессенджеры составят существенную конкуренцию услугам операторов, в том числе SMS-сервисам — доля их пользователей за год не изменилась, составляя 78%. Шульга напомнил, что ранее на тех рынках, на которых проникновение мессенджеров уже высоко, в какой-то момент люди начинаются отказываться от SMS. «Люди уходят полностью в альтернативные каналы связи», — сказал эксперт, приведя в пример Финляндию и Голландию. Одним из самых популярных приложений в России в 2016 году стал WhatsApp: им пользовались 49% респондентов, чаще на смартфонах пользовались только «ВКонтакте» (57%) и личным email (64%). В перспективе WhatsApp составит конкуренцию не только SMS-сервисам, но и голосовым соединениям.