Кредит доверия. Что ждёт ярославскую журналистику
Несмотря на то, что средства массовой информации – один из важнейших социальных институтов, в нашей области с каждым годом становится всё меньше газет и журналов. Издания терпят убытки и закрываются. О том, почему это происходит и не останутся ли ярославцы без местных газет, мы поговорили с литератором и журналистом Евгением Ермолиным. Потеряли вкус Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Евгений Анатольевич, почему в Ярославле сокращается спрос на печатные СМИ? Евгений Ермолин: Я сказал бы, что это не только наша тенденция, но и мировой тренд. Спрос на печатные медиа сокращается повсеместно. Конкуренция слишком велика: телевидение, радио, а в последнее время и интернет. Да и меньше читать стали люди. Это непреложная закономерность. Газеты и журналы попали в критическую ситуацию, и им нужно доказать, что они имеют право на существование. У многих печатных изданий есть известность, славная биография, исторические традиции, воспоминания, великие журналисты, но этого недостаточно. Эти факторы не играют определяющей роли в современной ситуации. Одной из главных бед ярославской журналистики является то, что профи слишком надеются на внешние источники финансирования. На дотации, спонсоров, финансы собственника, который почему-то будет вкладывать свои личные средства. Журналисты потеряли вкус к общению с аудиторией. Для многих читатели стали чем-то второстепенным, вторичным и не особенно интересным. Аудитория отвечает взаимностью. Ещё относительно недавно, и в советское время, и в 90-е годы, журналисты все же работали на своего читателя и понимали, что если писать только о партсобраниях, то люди отвернутся от них. К тому же теперь и аудитория другая, а СМИ не успели на неё настроиться. Трудно нащупать читателей, непонятно, как с ними работать. Одна из проблем печатных медиа состоит в том, что под воздействием интернета и большого количества телеканалов человек отвык жить с одним источником информации. Читатель блуждает по гипертексту и пытается, образно говоря, собрать нектар со всех цветов. - Одно из недавних закрытий – перестала выходить в свет ярославская вкладка «Московского комсомольца». Как вы считаете, почему? - Мне кажется, что такой формат, как специфический таблоид «Московский комсомолец», попал в ситуацию, где ярославская аудитория не совсем понимает, на каком основании эту газету нужно читать. В Москве она по-прежнему популярна, в ней масса занимательных для москвичей сюжетов. Когда газета внедрилась здесь и даже в известной степени процветала, владельцам казалось, что ярославцы тесно связаны с Москвой, поэтому им по умолчанию будет интересно то, что там происходит. Это предположение до конца себя не оправдывает. Общероссийская статистика такова, что 50% населения регулярно выходят в интернет. Не думаю, что Ярославская область сильно отличается от этих показателей. По сути, все интересующиеся московской жизнью могут зайти в сеть и посмотреть ключевые события столичной жизни и её звёзд. Регионального вкладыша здесь недостаточно, а больший объём проблематичен, еще и потому что в Ярославле жизнь менее динамична. Плюс ко всему над массовым сознанием продолжают доминировать федеральные телеканалы, где московская жизнь представлена во всевозможных ракурсах. Атмосфера доверия - Как местным СМИ оставаться на плаву в таких условиях? - В первую очередь - искать свою аудиторию. Единственный здоровый путь – восстановить контакт с читателем и удерживать его. Необходимо получить кредит доверия, иметь этот социальный капитал и преумножать его. Ярославские журналисты не могут работать с глобальной аудиторией федеральных телеканалов. Конкурировать с ними невозможно. В любой момент зритель может переключить кнопку и найти что-то более интересное для себя. Это означает, что нужно работать на очень определённую аудиторию. Она уже не будет массовой, только концентрация вокруг какого-то интереса, симпатий, склонностей, идей и образа жизни может сыграть ключевую роль в выборе контента. Например, детский журнал с хорошими текстами и иллюстрациями. Возможно, он даже сможет выйти на самоокупаемость. Но такого издания нет. И бизнесмена, который может продвинуть это дело, тоже нет. Нужно нащупывать разные форматы. Это можно сделать с помощью непосредственного интернет-интерактива, общения журналиста и его читателя. Интернет и социальные сети дают огромные возможности, которыми мы, к сожалению, пока не умеем пользоваться. Наконец, местному журналисту легче фокусировать доверие аудитории, честно с нею общаясь. Он – рядом, в отличие от столичного фрукта. Современная аудитория доверяет персонально, конкретным людям.Тебя ценят, здороваются за руку, узнают. - Почему со страниц ярославских газет исчезли такие жанры, как очерк, журналистское расследование, фельетон? - Они не востребованы. Такое у нас сгенерировалось читающее сообщество. Дело даже не в квалификации журналиста или отсутствии времени для подготовки серьёзных материалов - просто аудитория в этом не заинтересована. Профессионал выложится на всю катушку, потратит не одну неделю на поиски информации, а гора родит мышь, то есть резонанса не будет. Некоторые жанры, судя по всему, заведомо архаичны и могут вызвать только очень локальный интерес. Провинциальный журналист, который имеет дело с местным материалом, заранее зажат - у него мало ярких событий или поводов для скандалов. А с другой стороны, есть ресурсы привлечения внимания, которые вовсе не используются ярославскими журналистами. Скажем, создание публичных фигур и поддержание интереса к ним. Ну хоть из числа актёров Волковского театра или представителей богемы. Короче говоря, тут палка о двух концах: где-то журналист не дорабатывает, а где-то доработать и не может. - На ваш взгляд, в Ярославле думающая, читающая публика? Интересны ли жителям местные новости? - Местный патриотизм у нас декларируется, но по факту слаб. Слишком тесны связи с Москвой и Петербургом. Местные сюжеты занимают ярославца меньше, чем жителя Вятки, Архангельска или Владивостока. Они живут на отшибе, а мы - практически пригород Москвы. Поэтому подход к освещению местной информации должен быть максимально сфокусирован на том, что вызывает резонанс у аудитории. Публика, которая читает, никуда не денется. Другой вопрос: как и где люди будут это делать. Кто бы что ни говорил, интернет – это мощное средство и для стимулирования чтения. Многие исследователи считают, что в интернете человек больше просматривает, чем читает, поэтому визуальный формат выигрышнее. Но дело в том, что видеосюжет затратен по времени его освоения, прочитать текст можно всё-таки быстрее. Это огромный плюс для журналистов, которые пишут. Пишут на сайт и в блог. Будущее у местной прессы есть. Но оно как спящая царевна. Его как будто некому разбудить. Впрочем, это глобальная беда: мы вообще не верим в будущее.