6 современных технологий, предсказанных научной фантастикой

Мобильные телефоны («Звездный путь»)

6 современных технологий, предсказанных научной фантастикой
© «2001: Космическая одиссея»

Помните кадры из «Звездного пути», где капитан Кирк использовал золотистый складной коммуникатор для переговоров с людьми, экипажами кораблей и для отправки сигнала бедствия? Впервые коммуникатор появился на экране в 1964 году в самом первом эпизоде «Стартрека» — «Клетка». Есть целый список современных технологий, на создание которых ученых и изобретателей вдохновил «Звездный путь». Транспортировать людей мы пока ещё не научились, а вот с коммуникатором связана целая история создания мобильного телефона. Разработчик первого мобильного телефона Мартин Купер работал в компании Motorola с 1954 года. Сначала он занимался усовершенствованием пейджеров, затем — созданием автомобильных телефонов. Удивительно, что и то, и другое изобретение уже использовало технологию сотовой связи. В начале 1970-х Купер был обеспокоен тем, что главный конкурент Motorola — технологический гигант AT&T — захватит лидерство в нише автомобильных телефонов: на тот момент компания активно лоббировала законопроект об обязательном размещении в автомобилях телефонных аппаратов. Его опасения были не беспочвенными — у AT&T было гораздо больше научно-исследовательских проектов и финансовых возможностей, чем у Motorola. Но Купер, тем не менее, хотел обогнать гиганта в технологической гонке. И вот, придя на работу в один прекрасный день, Купер заявил, что решил работать над первым в мире беспроводным телефоном, идею которого подглядел в «Звездном пути». 90 дней спустя, в 1973 году, его команда представила первый в мире рабочий прототип мобильного телефона с частотой 800 мегагерц, весом 1 кг и с батареей, которая могла работать без подзарядки лишь 20 минут. Однако в продажу первый коммерческий мобильный телефон поступил лишь 10 лет спустя, когда для мобильных телефонов появилась необходимая инфраструктура. Стоил он тогда 3995 долларов, что в нынешних ценах составляет почти 9,5 тыс. долларов. Сегодня мобильным телефоном уже никого не удивишь, а технологии пошли гораздо дальше, чем предсказал «Звездный путь», однако если бы сценаристы фильма не придумали бы тогда коммуникатор, возможно, многих технологий не было бы и в помине.

Камеры наружного наблюдения («1984»)

Автор, пожалуй, самой известной в литературе антиутопии Джордж Оруэлл издал свой роман в 1949 году, однако многие технологии, которые тогда считались фантастическими, сумел предсказать с поразительной точностью. Однако с тем, что роман «1984» предсказал появление камер наружного наблюдения, можно поспорить хотя бы потому, что в романе «телекран» был более продвинутой технологией, чем современные наружные видеокамеры. Устройство, описанное в романе, совмещало в себе телевизор с единственным каналом и камеру, которую нельзя было выключить. В каждом помещении, где бывали члены Партии, находился отдельный телекран, через который круглосуточно транслировались передачи и проводилась слежка за людьми. Ключевое отличие современных камер наружного наблюдения от книжной технологии Оруэлла заключается в том, что в книге экран телекрана и был камерой! Да, сегодня мы научились монтировать в приборы видеокамеры размером с булавку, но всё-таки разработать технологию, в которой съемка бы велась на сам экран, нам пока не удалось.

Скайп («Метрополис»)

Наверное, возможность поговорить с другим человеком по видеосвязи можно считать самой популярной технологией большинства произведений научной фантастики. «Видеофон» появлялся в «Звездном пути», «Бегущем по лезвию», «Космической Одиссее» и даже в «Приключениях Алисы» Кира Булычева. Но самое первое упоминание видеофона в научной фантастике относится к 1927 году, когда на экран вышла немая антиутопическая драма «Метрополис», снятая по роману Теи фон Харбоу. Действие «Метрополиса» разворачивается в далеком будущем в гигантском футуристическом городе Метрополис. Один из героев, бригадир Грот, пользуется видеофоном, чтобы доложить властям о начинающемся бунте в рабочем гетто. Фильм опередил свое время не только в технологическом аспекте, но и в социальном — многие ученые до сих пор находят в фильме предсказание событий новейшей истории. Ну а мы уже настолько привыкли к скайпу, что сегодня сложно представить, насколько фантастической этой технология казалась в начале прошлого века.

Создание генетически безупречных людей («Гаттака»)

Картина новозеландского режиссера и сценариста Эндрю Никкола снята в жанре антиутопии, а сам фильм вышел на экраны в 1997 году — почти 20 лет назад. При этом фильм оказался почти пророческим с точки зрения развития генетики и применения её на практике. В «Гаттаке» описывается почти идеальный мир, в котором каждый отдельно взятый человек — это набор самых лучших генов своих родителей. В этом идеальном мире только безумцы полагаются на волю судьбы и производят ребенка естественным способом, остальные же задают набор генов будущего ребенка в специальной лаборатории. От генетического набора человека во многом зависит и его место в обществе, поэтому талантливый главный герой по имени Винсент, зачатый естественным путем, из-за близорукости и порока сердца вынужден работать на неквалифицированной работе, хоть и мечтает стать космонавтом. И пусть до кастового разделения общества по генотипу нам пока далеко, в «Гаттаке» чуть ли не впервые была показана технология генетической селекции. Сегодня при проведении экстракорпорального оплодотворения можно провести ПГД (предимплантационную генетическую диагностику) эмбрионов и подсадить в матку только те эмбрионы, в которых не было обнаружено генетических аномалий. Это особенно важно в случаях, если у родителей были истории генетических заболеваний в семье или если женщина пытается забеременеть после 40 лет, когда риск аномалий плода повышается в несколько раз. Конечно, при ПГД пока можно узнать лишь о генетических мутациях, а вот, к примеру, пол эмбриона врачи смогут узнать, но не вправе будут сообщать об этом родителям — в развитых странах это запрещено законодательно.

Беспилотные автомобили («Незнайка в Солнечном городе»)

Автоматически управляемый транспорт — ещё одна популярная тема в фантастической литературе и кино, обыгрываемая, кажется, десятки раз в различных вариациях. Фантастика предсказала даже появление Uber, причем, сделал это никто иной как Николай Носов. В книге «Незнайка в Солнечном городе» он описывает специальные столбы с кнопками для вызова автомобиля, которые были расставлены по всему городу. Реальная же технология пошла гораздо дальше и предложила вызывать с мобильного телефона. Водителей в автомобилях Солнечного города не было — вместо этого на панели управления нужно было нажать кнопку с названием улицы или необходимой остановкой. Над темой беспилотных автомобилей потешались режиссеры фильмов «Вспомнить всё», «Пятый элемент», «Трансформеры» (ну, хорошо, это не совсем автомобили, но всё-таки). Автомобили без водителей появились в сериале «Рыцарь дорог» и в книге Айзека Азимова «Салли». Новости и слухи, которые периодически доносятся из глубин технологических компаний, всё больше и больше убеждают о том, что мы вступаем в эру беспилотного транспорта. Тот же Uber в сентябре этого года объявил, что запустил на улицах американского Питтсбурга первые в мире беспилотные автомобили для поездок по городу, которые можно вызвать, нажав на кнопку на своем смартфоне. Подобные разработки ведутся всеми мировыми автоконцернами, а ориентировочное время появления на наших улицах беспилотных машин разработчики называют примерно одно и то же — 2018-2022 год.

Голосовое управление («2001: Космическая одиссея»)

Голосовое управление техникой, да и вообще создание способных к обучению компьютеров предсказывали многие фантасты, но, пожалуй, одним из первых стал режиссер Стэнли Кубрик, выпустивший на экраны в 1968 году фильм «Космическая одиссея 2001 года». Компьютерная система HAL 9000 (в русском переводе — ЭАЛ) — классический пример самообучаемого компьютера, который может распознавать речь, зрительные образы, общаться с человеком на его языке, выполнять задания, создавать предметы искусства и даже проявлять эмоции. Правда, роль у HAL 9000 в фильме была жутковатой: компьютер допустил ошибку в расчетах, а когда экипаж корабля задумал отключить его, убил почти всех членов команды — одного в открытом космосе, а остальных — отключением системы жизнеобеспечения. Позже командир корабля отключил все модули системы, и в первой части «Одиссеи» адская машина больше не подавала признаков жизни. Голосовая система Siri пока не обладает достаточным функционалом, чтобы отключить нас от жизнеобеспечения, однако вполне может подсказать ближайший адрес пиццерии, включить музыку или посерфить что-нибудь полезное по голосовому запросу в интернете.