Российские ученые из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) исследовали чувствительность к изменению угла наклона линий у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Статья была опубликована в журнале Frontiers in Neuroscience, Child and Adolescent Psychiatry. Исследования проводились в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом (РНФ). Эффект наклона линий - это способность гораздо лучше различать отклонения линий от базовых (вертикальных и горизонтальных), чем отклонения линий от диагонального направления. Этот эффект связывают со способностью людей подстраивать работу мозга под более представленные в окружении стимулы. Причем эта подстройка происходит часто в специально отведенный в процессе развития период времени, так называемый сензитивный период. Дети уже с первых месяцев жизни лучше различают угол отклонения от вертикали/горизонтали по сравнению с диагональным направлением. "Оказалось, что у детей и подростков с РАС по сравнению с группой контроля уменьшен эффект наклона линий. Причем это уменьшение связано с худшем различением наклона линии относительно вертикали, в то время как различие диагональных линий у детей с РАС такое же как у типично развивающихся детей", - комментирует исследования первый автор статьи Ольга Сысоева, кандидат психологических наук и ведущий научный сотрудник МГППУ. В эксперименте принимали участие 40 мальчиков с РАС и 38 мальчиков с нормальным ходом развития. Участников посадили перед экранами компьютеров на расстоянии 60 см и последовательно показывали линии, в одном задании вертикальные и с небольшим отклонением от вертикали, в другом - диагональные и с небольшим отклонением от диагонали. Задачей для обследуемых было определение разницы в угле наклона линий между двумя последовательно предъявляемыми стационарными изображениями. Сравнив результаты, ученые доказали, что дети с РАС хуже оценивают угол наклона линий, отличающихся от вертикальных. Однако диагональные линии дети с РАС воспринимают так же, как и у типично развивающихся детей. "Наше исследование указывает на то, что дети с РАС видят мир по-другому уже с первых лет жизни. Результат работы можно использовать для разработки как диагностических критериев, так и эффективных методов коррекции патологического состояния", - рассказала Ольга Сысоева.