"Кажется, мы впервые увидели, как образуется черная дыра"

Наверное, главным событие сентября стал первый релиз данных спутника GAIA. Обсерватория Gaia выдала первый релиз данных по 14 месяцам наблюдений. В Архиве препринтов появилось несколько статей по этому поводу, а в данной — собственно описание проекта и основных полученных результатов. Еще больше результатов ждем - процесс обработки и анализа займет несколько лет. Данные спутник будет собирать еще несколько лет. Общее описание первого релиза данных содержится тут. Астрометрические данные по миллиарду объектов, два миллиона собственных движений и параллаксов. Есть еще несколько статей, посвященных данным Gaia. что можно будет получить спектры, чтобы поискать три биомаркера: кислород, воду и метан. И это еще без введения в строй телескопа E-ELT!!! Однако, в сентябре появилась не менее интересная, хотя и не столь нашумевшая статья. Первая планета вокруг двойной, открытая методом микролинзирования. Впервые удалось открыть планету в двойной звездной системе, используя данные по микролинзированию. Линзирование часто не сразу позволяет понять, какая модель распределения масс верна. В данном случае понадобились наблюдения на Хаббловском телескопе. Они позволили увидеть звезду-источник и линзу по отдельности. Линза оказалась парой из двух красных карликов. Это позволило остановиться на одной модели. В ней присутствует планета с массой 70-90 земных, обращающаяся вокруг двойной на расстоянии раз в 40 превышающем расстояние между звездами. Но и в Солнечной системе хватает сюрпризов — поиски указаний на выбросы из Европы с помощью HST/STIS. Еще в 2014 году благодаря наблюдениям на Хаббле появились первые слабые указания на то, что Европа - спутник Юпитера, подобно Энцеладу порождает водяные выбросы. Это было бы здорово, так как добуриться до подледного океана Европы очень трудно, а вот лететь на Европу гораздо быстрее, проще и дешевле, чем на Энцелад. И если образцы сами летят в руки (руки роботов на спутнике), то это хорошо! В новой статье авторы снова с помощью Космического телескопа, но другим методом, пытаются «поймать» следы водяных фонтанов Европы. Авторы использовали ультрафиолетовые наблюдения в момент прохождения Европы по диску Юпитера, чтобы по поглощению на просвет выявить присутствие воды.

"Кажется, мы впервые увидели, как образуется черная дыра"