Партии не умеют использовать интернет с пользой для себя Партии к 2016 году так и не научились работать в социальных сетях. Такой вывод сделал проектный центр «Информер», изучив партийные аккаунты «ВКонтакте». Эксперты объясняют это тем, что пользователи заходят в сети, чтобы отдохнуть и развлечься, а партии не умеют делать интересные остроумные посты. Кроме ботов (искусственно созданные аккаунты, за которыми не стоит реальный человек) «Информер» обнаружил в «ВКонтакте» (ВК) среди поклонников партий «значительную часть нерабочих, мертвых аккаунтов, которые уже удалены или заблокированы». У «Гражданской платформы», например, количество мертвых аккаунтов доходит до 35%. Да и сами партийные страницы, по мнению авторов, неинтересны пользователям социальных сетей. Самая популярная страница в ВК у ЛДПР, которая имеет 72 288 подписчиков, среди них 9403 мертвых аккаунта (13%). «Единая Россия» привлекла 61 748 подписчиков, среди которых мертвых 9302 (15%). У КПРФ в ВК 43 168 подписчика, 4430 (10%) нерабочих аккаунтов. Партия роста имеет 21 269 подписчиков, 2505 (12%) мертвых душ. У «Яблока» 10 415 подписчиков, 646 (6%) мертвых аккаунтов. У «Справедливой России» — 3898 подписчиков, 288 (7%) неработающих. Меньше всего подписчиков у «Гражданской силы» — 186, причем 53 (28%) мертвых. Авторы исследования установили, что в аудитории всех партийных сообществ больше всего россиян (85–90%), но «Патриоты России» и «Родина» привлекли более 20% иностранцев. У первых много подписчиков с Украины (10%) и из Казахстана (12%), а у вторых — из Азербайджана (15%). Меньше всего пользователей из России в группе «Гражданской платформы» (60%). Такое количество подписчиков за границей может означать, что это боты, считают авторы исследования. Центр «Информер» сделал вывод: партии к 2016 году так и не научились работать в социальных сетях. Во-первых, как пояснил “Ъ” один из авторов исследования Михаил Карякин, об этом говорит малый размер партийных сообществ, самое большое из которых составляет 72 300 подписчиков, в то время как в сети ВК зарегистрировано более 50 млн человек. Контент партий не адаптирован к соцсети, считает он: на страницах выложены объемные статьи, которые никто не будет читать, неинтересная графика. Кроме того, отметил господин Карякин, у партий «крайне низкая плотность сообщества», в нем почти нет друзей. Например, у «Гражданской платформы» почти из 20 тыс. подписчиков только 935 пар друзей. Это означает, что партии не смогут мобилизовать электорат. Кроме того, по мнению господина Карякина, большое количество ботов в сообществах «говорит о том, что количество подписчиков накручивали специально, чтобы создать видимость интереса к партиям». По мнению авторов исследования, такая ситуация в партийном интернете связана со скептицизмом политтехнологов по отношению к соцсетям. Агитацию в них они считают низкоэффективным инструментом из-за «слабой конверсии затраченных ресурсов в голоса избирателей и возможности быстро получить негативную обратную связь». «В ВК запрещена платная политическая реклама, поэтому формат взаимодействия с аудиторией должен быть максимально ненавязчивым», говорится в документе. Пользователи соцсетей в принципе мало интересуются политикой, считает господин Карякин, а, например, в ВК заходят, чтобы отдохнуть и развлечься. «На партийных страницах должен быть хороший контент — профессионально сделанные видео, остроумные посты»,— отметил он. Но не хватает менеджеров соцсетей (SMM-специалисты), которые имели бы опыт продвижения не коммерческих, а политических брендов. А в нынешней избирательной кампании, по оценке директора SMM-агентства Сергея Стукалова, только 30% специалистов имеют нужный опыт и квалификацию, а 70% приходят по объявлению. По мнению маркетолога Артема Желенкова, «Единая Россия» «делает ставку скорее на административный ресурс». А КПРФ, «Справедливая Россия», Партия пенсионеров предпочитают традиционные методы агитации через СМИ, поскольку их основной электорат — люди среднего и старшего возраста. Наталья Городецкая

Пустые сети
© Коммерсант