Войти в почту

Калининград станет первым городом в РФ, где общественный транспорт оснастят автогаджетами

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 июля. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Калининград станет первым городом в РФ, где общественный транспорт оснастят платежно-транспортной системой, разработанной петербургскими учеными из национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики совместно с Аналитическим центром правительства РФ. Ее функции, увязанные в единую систему, будут распределены между несколькими устройствами - планшетами для водителя, кондуктора-контролера и пассажиров, смартфоном для приема платежей по картам, браслетом на руке водителя. Об этом сообщил корреспонденту ТАСС научный руководитель проекта, профессор кафедры управления государственными информационными системами университета Самуил Горелик. "Мы разработали информационно-платежную систему третьего поколения, в которой увязаны голосовое информирование пассажиров о маршруте, оплата проезда и автоматизированное управление. Все это привязано к местности и дополнено опциями контроля безопасности движения", - рассказал он. Калининград выбран по трем причинам. "Во-первых, там сейчас нет никакой информационно-платежной системы, а оснащать ею транспорт с нуля легче, чем менять систему второго поколения на систему третьего поколения, как это пришлось бы делать в Петербурге, во-вторых, общественный транспорт Калининграда насчитывает всего 520 автобусов, в то время как в Петербурге парк общественного транспорта 6,5 тыс. автобусов, троллейбусов и трамваев. Третья причина в том, что Калининград является одной из площадок, где предполагается проводить игры в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году", - отметил Горелик. "Система должна быть запущена в Калининграде к лету следующего года. Начать работы мы должны уже осенью нынешнего года", - подчеркнул ученый. По его сведениям, работы по монтажу системы и закупке оборудования будут софинансировать власти Калининграда и ООН в рамках программы стимулирования проектов, направленных на сохранение окружающей среды. Если водитель заснет, автобус затормозит сам Разработка ученых может одновременно оповещать об остановках, принимать оплату за проезд и контролировать безопасность движения. Даже если водитель заснул за рулем, предусмотрен переход автобуса в режим плавного торможения. К примеру, сейчас общественный транспорт Петербурга оснащен валидаторами - платежными системами, принимающими оплату с обычных и социальных карт, и системой голосового оповещения об остановках. Друг с другом и реальным положением автобуса на местности они практически никак не связаны. Новая разработка петербургских ученых - третье поколение информационно-платежной системы, свяжет темы информирования пассажиров, оплаты проезда и автоматизированного управления воедино, а также привяжет все данные к местности и добавит несколько опций контроля безопасности движения. Система в процессе работы будет анализировать большое количество параметров работы транспортного средства, качество дороги, состояние деталей и узлов, состояние водителя. В результате, как обещают разработчики, на основе анализа больших данных (Big Data) можно будет не только фиксировать факты отклонения от маршрута, перерасхода топлива, избыточного выделения углекислого газа, но также выявить и причины происходящего и найти пути для их устранения. Планшеты для пассажиров Функции системы будут распределены между несколькими устройствами - планшетами для водителя, кондуктора-контролера и пассажиров, смартфоном для приема платежей по картам, браслетом на руке водителя. При выходе водителя на маршрут на его браслете будут фиксироваться параметры здоровья: пульс, давление, частота дыхания и т. п., и во время движения в систему через Интернет будут поступать данные об отклонениях от этих значений. Если отклонения незначительны и свидетельствуют о накопившейся усталости, то через планшет водителю поступит рекомендация изменить характер движения. При резких отклонениях от стандартной ситуации поступит рекомендация снизить скорость или, в самых экстренных случаях, система обеспечит плавное торможение. Программное обеспечение для работы системы и бортовые устройства на базе планшетов и смартфонов будут производиться в России. Горелик пояснил, что производители специально установят в мобильных устройствах усеченную операционную систему, и их невозможно будет использовать в чисто бытовых целях - для игр и звонков. Это позволит использовать массовые устройства, не изобретая новых, но защитит их от несанкционированного доступа. Цена вопроса и источник финансирования Работа над информационно-платежной системой третьего поколения идет на протяжении двух лет. В группу разработчиков входят более 20 человек - аналитики, математики, программисты, инженеры. Ее научное ядро составляют ученые из петербургского университета, которые совместно со специалистами Аналитического Центр правительства РФ разработали концепцию проекта. В разработке также участвуют специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. Финансово разработки опираются на грант Минобрнауки в объеме 25 млн руб. и софинансирование от потенциальных пользователей. Группа имеет большой опыт в разработках информационных и платежных систем для различных отраслей, в частности, принимала участие в некоторых разработках для информационно-платежных систем второго поколения.